Корветы типа «Флауэр»


Корветы типа «Флауэр» (англ. Flower class) — тип корветов периода Второй мировой войны. Корабли, сыгравшие огромную роль в Битве за Атлантику и ставшие для англичан таким же символом победы, каким для русских является танк Т-34[4][5]. Предназначались для противолодочной обороны трансатлантических конвоев, однако, выполняли разнообразные боевые задачи, в том числе, патрульную и минно-тральную службу. Всего было построено 267 корветов этого типа.

Класс корветов возродился в Королевском флоте в 1939 году, когда были переклассифицированы 112 конвойных (или эскортных) шлюпов, построенных в 1915—1938 годах для колониальной службы.[6] Но, осознав неизбежность войны, Британское Адмиралтейство начало несколько срочных военных программ. Подобно подготовке к Первой мировой войне, главное внимание уделялось Флоту метрополии. В создании эскортных сил требовались дешевизна, простота и возможность массовой постройки.[6] (Понимание важности ПВО и усиление зенитного вооружения пришло с началом войны).

Адмиралтейство обратились в фирму Smith’s Dock Со. Ltd South Bank в Мидлсбро с просьбой разработать проект корабля, который можно было бы быстро и в больших количествах строить на верфях, не имеющих опыта военного кораблестроения. В качестве прототипа было выбрано ранее построенное на той же верфи китобойное судно Southern Pride, использовавшее простую в обслуживании паровую машину; пар вырабатывали односторонние огнетрубные котлы «шотландского» типа, но угольное топливо было заменено нефтяным. Корпус корабля удлинили для размещения погребов боезапаса и возросшего экипажа. Электричество вырабатывал один турбогенератор мощностью 15 кВт с напряжением сети 220 V. Мощности турбогенератора не хватало для одновременной работы гидроакустической станции и радара.

Скорость нового корабля, 16 узлов, хотя и невысокая, была такой же как у подводной лодки в надводном положении, зато малая длина позволяла описывать циркуляцию практически на месте[7]. Вооружение состояло из открытого четырехдюймового орудия, огражденного барбетом, и (в некоторых случаях) двухфунтового зенитного орудия «пом-пом» на круговой платформе в корме. Все это дополнялось парой пулемётов «Льюис» или «Виккерс» на мостике. Первые корветы, с их коротким полубаком и мостиком китобоя мало походили на боевые корабли: на волнении экипажи, состоявшие из новобранцев и резервистов, очень быстро укачивало, а из-за короткого полубака палубу в районе надстройки сильно заливало. Строили корветы типа «Flower» и в Канаде. По советским и российским источникам на всех канадских корветах (кроме «Dundas») вместо огнетрубных стояли водотрубные трёхколлекторные паровые котлы[8].