Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине


Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине (нем. Die Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin, сокращённо KPM), также известная как Берлинская фарфоровая мануфактура, изделия которой обычно называют кратко берлинским фарфором. Основана в 1751 году в Берлине В. К. Вегели́, а затем реорганизована в 1763 году королём Пруссии Фридрихом II Великим. На протяжении своей истории на «КРМ» производили множество изделий и статуэток различных форм и стилей. После падения монархии в 1918 году предприятие стало Государственной фарфоровой мануфактурой, сохранив фирменную марку со скипетром.

Мануфактура действует по настоящее время. Многие изделия практически не изменились более чем за двухсотлетний период истории мануфактуры. Наиболее популярными остаются серии, созданные в 1930-х годах: Urbino, Urania и Arkadia (чайный сервиз, разработанный в честь 175-летия мануфактуры), а также знаменитые символы города: Берлинский медведь, миниатюрный медведь Бадди или медведь Кнут. В 2016 году основан «Фонд Королевской фарфоровой мануфактуры Берлина» (Stiftung Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin), который занимается «искусством и культурой, а также дальнейшим развитием науки и исследований» (Kulturgutes KPM Berlin)[4].

Марки мануфактуры менялись на протяжении её долгой истории. Изделия мануфактуры Вегели отмечены синей подглазурной литерой «W», мануфактура Гоцковского (1761—1763) — синей «G», изделия Королевской Прусской мануфактуры, с 1763 года — различными вариантами скипетра из герба Бранденбурга, сначала синей подглазурной краской, а позднее штампом, в 1837—1844 годах — с дополнением синих букв «КРМ» под скипетром, в 1844 году над скипетром появляется изображение прусского орла. В 1944—1957 годах на изделия ставили знак «S» под скипетром (производство было временно перенесено в город Зельб, Бавария). В 2000 году в марку мануфактуры были возвращены буквы «KPM»[5].

В 1751 году берлинскому производителю шерсти Вильгельму Каспару Вегели́ (нем.) была предоставлена королевская привилегия для основания фарфоровой мануфактуры. Король Фридрих II Прусский освободил предпринимателя от пошлин на ввоз основного сырья и дал заверение в исключении всякой конкуренции. Мануфактура стала выпускать изделия под маркой «W».

Художественное руководство осуществлял скульптор-модельер Эрнст Генрих Райхард (Ernst Heinrich Reichard). Он усовершенствовал состав фарфоровой массы, чтобы получать более тонкие и прочные изделия. Вместе с ним работали два живописца: Исаак Яков Клос из Мейсена и Фридрих Рот. Они разработали образцы росписи «немецкими цветами» (или так называемыми «цветами в разброску») с преобладанием синей и пурпуровой красок. В подражание Мейсену и Венсену (позднее мануфактура в Севре, Франция) изготавливали статуэтки в стиле рококо, а также оригинальные костюмированные фигурки детей. Но фарфоровая масса и формы в сравнении с мейсенскими были заметно грубее[6].