Косматеско


Искусство косматеско (итал.  arte cosmatesco) — разновидность мозаичного набора, главным образом полов, из мелких кусочков разноцветного камня и мрамора. Типична для средневековой Италии. Связана с деятельностью нескольких поколений мастеров итальянской семьи Космати (Cosmati) XII—XIV веков. Мастера этой семьи работали в Риме и окрестностях. Название дал в 1860 году итальянский архитектор и историк искусства Камилло Бойто.

Мозаика косматеско относится к геометрическому стилю, но обладает своеобразием, обязанным обстоятельствам своего происхождения. В Древнем Риме мозаикой выкладывали полы и стены вилл, дворцов и терм. Мозаичные полы из гальки и кусочков мрамора именовали по-гречески литостротами (lithostroton — мощённый камнем), более простые, орнаментальные — павиментами (лат. pavimentum — утоптанный). Позднее появилось слово «tesselatum» — плиточный (от лат. tessera — кубик). Так же позднее стали называть кубики цветной смальты. Мастеров наборных полов именовали тесселариями, а их работу также — сектильной работой (лат. opus sectile — составное произведение). Изобразительные вставки в орнаментальную композицию называли эмблемами (по-гречески: «вставленная часть»). Затем искусство мозаичного набора из камня и мрамора, а затем из стеклянной смальты развивали в Александрии Египетской в III—II веках до н. э. и в Византии[1].

Мастера Космати сами себя именовали «римскими мраморщиками» (лат. marmorai romani). Они были резчиками по мрамору, скульпторами, мозаичистами. Созданный ими оригинальный стиль заключается в использовании мелкой, пёстрой мозаики из геометрических фигур: кругов, квадратов, ромбов, треугольников, в том числе фрактальных, известных в наши дни как треугольник Серпинского, из порфира, белого, жёлтого, зелёного и чёрного мрамора. Причём они инкрустировали не только полы, но и стены, колонны, порталы, амвоны, кафедры (пульпиты) храмов. Ближайший аналог — чертозианская мозаика, которую использовали монахи ордена картезианцев в Италии XV—XVI веков.

По одной из версий источники оригинального искусства космати следует искать на Востоке: в Византии и даже в искусстве ислама, по другой — исключительно в Италии, стране богатой мрамором различных цветов, что с успехом использовали в своём «искусстве облицовки» древние римляне. Так, в частности, сплошная облицовка фасадов храмов мелкими кусочками разноцветного мрамора, в том числе взятыми из руин античных построек, характерна для архитектуры Тосканы, где она имеет своё название: инкрустационный стиль. Указывается и место, где впервые проявили себя мраморщики семьи Космати — бенедиктинский монастырь Монтекассино[2].