Космологический аргумент


Космологи́ческий аргуме́нт, или космологи́ческое доказа́тельство бытия́ Бо́га — одна из категорий аргументов, относящихся к вопросу существования Бога. Присутствует в христианской и исламской теологии.

Всё должно иметь причину. Цепочка причин не может быть бесконечной, должна быть самая первая причина. Первопричину всего некоторые называют «Бог».

Встречается, отчасти, уже у Аристотеля, который разграничил понятия о бытии случайном и необходимом, условном и безусловном, и заявлял о необходимости признания в ряду относительных причин — первого начала всякого действия в мире[1].

Авиценна математически сформулировал космологический аргумент существования Бога как единой и неделимой причины всего сущего. Очень похожее обоснование приводит Фома Аквинский как второе доказательство бытия Бога, хотя его формулировка не столь строга, как у Авиценны[2]. Впоследствии это доказательство было упрощено и формализовано Уильямом Хэтчером[3].

Вывод: существует причина существования Вселенной, внешняя по отношению к самой Вселенной. Причем из третьего и четвертого пунктов следует[5], что такая Первопричина есть нематериальный дух (так как Первопричина должна быть вне материи как категории), вездесущая (то есть Первопричина вне пространства), вечная (вне времени), всемогущая (вне энергии как категории). То есть, первопричиной Вселенной является Бог[5].

Эта разновидность космологического аргумента в связи с его происхождением из исламской теологии называется «каламическим аргументом» (англ. kalām cosmological argument)[7][8].