Кочинские евреи


Кочинские евреи (малабарские евреи) — старейшая группа евреев Индии, исторически проживавших на Малабарском берегу в штате Керала на юге Индии[1]. Разговорный язык — жудео-малаялам[2]. В настоящее время подавляющее большинство кочинских евреев иммигрировало в Израиль, в Керала осталось лишь несколько десятков человек, так что общине в Керала грозит исчезновение[3].

Еврейская община на Малабарском берегу существовала с древних времён и, очевидно, формировалась из нескольких волн переселенцев-евреев. По одной версии, кочинские евреи появились в Индии во времена Царя Соломона[4]. В это время существовали торговые связи между Аравией и Индией. В Царство Соломона поступали слоновая кость, серебро и другие товары из Индии. Возможно в это время часть евреев оседала в южной Индии. После этого были и другие волны иммиграции евреев — после разрушения Первого Храма в 587 году до н. э., после разрушения Второго Храма и Взятия Иерусалима в 70-е годы н. э.

По распространенному мнению, среди этих ранних волн иммиграции преобладали мужчины — купцы, торговцы, матросы, которые зачастую брали в жёны местных женщин.

Несколько волн еврейской иммиграции в Керала привели к этническому, но не лингвистическому разнообразию кочинских евреев. Различалось три группы кочинских евреев: «белые» евреи, «чёрные» евреи и «коричневые». «Чёрными» евреями назывались смуглокожие потомки первых волн переселенцев. «Белые» евреи Керала («пардеши», ‘чужеземцы’) — потомки еврейских переселенцев из Европы, прибывавших в Южную Индию начиная с XVI века. «Коричневые» («мешухрарим», ‘освобождённые’), скорее всего, происходят от обращённых в иудаизм слуг евреев первых двух групп[6]. Все группы говорили на языке жудео-малаялам, который считается не очень отличным от самого языка малаялам диалектом с вкраплениями древнееврейских слов (еврейское письмо при этом не использовалось). Язык малаялам широко распространён в штате Керала.

Самым ранним документом, в котором упоминаются евреи Малабарского берега, является несколько медных табличек, в которых еврейской общине предоставляются определённые привилегии. Согласно тексту на табличках, лидеру еврейской общины Иосефу Раббану даруются налоговые льготы и некоторые владения. Еврейской общине предоставляется право свободно проживать, строить синагоги и владеть собственностью безо всяких ограничений[7]. Датировка медных табличек (упоминаемых в литературе как «Sâsanam»), варьируется от 379 года до 974—1020 годов[8]. Интересно, что потомки Иосефа Раббану прослеживаются как лидеры общины до XVI века.

Старейший известный надгробный камень с надписью на иврите датируется 1269 годом, он находится около синагоги Ченнанмангалам, сейчас там музей[9].