Красные Ворота (станция метро)


«Кра́сные Воро́та» — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена на границе Басманного и Красносельского районов Центрального административного округа Москвы. Названа по одноимённым памятнику архитектуры и площади. Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Первая в мире пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с центральным залом[2].

Планы строительства метро в Москве существовали ещё в 1920-х годах[3]. В 1929 году трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Красные Ворота, однако он так и остался нереализованным[4]. В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Уже на самых первых проектах, составленных в 1931 году, предусматривалось сооружение станции «Красные Ворота»[5].

Строительные работы начались весной 1932 года, когда была заложена шахта № 21. Руководил строительством И. Д. Гоциридзе[6]. Сооружение шахтных стволов велось способом опускного колодца. При рытье шахты были пройдены: культурный слой, 14-метровый слой плывуна, пласт чёрной юрской глины и 15 метров водоносных трещиноватых известняков. Весной 1933 года рядом была заложена шахта № 21-бис, благодаря чему темпы сооружения станции существенно увеличились. Шахта 21-бис была пройдена за 4 месяца[7]. Для постройки наклонного хода эскалатора использовался метод искусственной заморозки[8].

Станция была изначально спроектирована трёхсводчатой. Но в ходе её строительства ряд инженеров высказывали сомнения в прочности такой конструкции на столь значительной глубине. Американский инженер Морган, консультировавший советских метростроевцев, говорил: «В мировой практике не было примера, чтобы под таким чудовищным давлением строить трехсводчатую станцию. Я предлагаю не раскрывать третьего свода „Красноворотской“ станции — у нас нет никакой гарантии, что давление породы просто-напросто не раздавит его и не погубит всего сооружения». Тем не менее начальнику строительства И. Д. Гоциридзе и секретарю партийной организации Л. Цейтлину удалось убедить Л. М. Кагановича в достаточной прочности конструкции станции, и было решено не отказываться от сооружения третьего свода[7][9]. 3 сентября 1934 года начались работы по раскрытию третьего свода[10]. Впоследствии такая конструктивная схема послужила образцом для многих других станций Московского метрополитена[11][12]. Тем не менее американский инженер регулярно следил за ходом возведения станции и оказывал психологическое давление на строителей. «Инженер Морган приезжал к нам каждый день, отмечал у себя каждую деталь, каждую трещинку, сколы бетона — и все эти сведения докладывал в Московском комитете. Почти ежедневно подавал он докладные записки <…> Кагановичу и Хрущёву. Мне приходилось кропотливо доказывать, что <…> в практике работы это обычные явления и ничего угрожающего в них нет», — вспоминал Гоциридзе[10].