Красный мост (Санкт-Петербург)


Кра́сный мост — автодорожный металлический арочный мост через реку Мойку в Адмиралтейском/Центральном районе[1] Санкт-Петербурга, соединяющий Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это единственный мост через Мойку, построенный по типовому проекту В. И. Гесте, сохранивший исторический внешний вид[2][3]. Объект культурного наследия России федерального значения[4]. Относится к числу петербургских мостов с «цветными» названиями[⇨].

Расположен по оси Гороховой улицы. Рядом с мостом с 1906 года располагался Торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс» (набережная реки Мойки дом № 73/15) и здание Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (набережная реки Мойки дом № 52).

Название происходит от цвета окраски деревянного моста, существовавшего на этом месте в XVIII веке. В 1738 года Комиссия о Санкт-Петербургском строении установила для моста наименование Белый[5]. С 1778 года за мостом закрепилось современное название[6][7].

Помимо Красного моста «цветные» названия получили ещё несколько мостов через Мойку: Жёлтый (ныне Храповицкий мост), Зелёный и Синий. Все из них, кроме Жёлтого моста, сохранили не только свои названия, но и окраску перил и фасадов[8].

С 1717 года на планах отмечен деревянный мост[9][10]. В 1737 году Г. ван Болесом был построен деревянный подъёмный мост. В среднем пролёте была устроена щель шириной около 70 см для пропуска мачтовых судов. В наведённом положении щель закрывали деревянными щитами[11]. В 1752 году генерал-полицмейстер Татищев объявил высочайшее повеление «о сделании в Петербурге мостов: Красного, Зелёного и Синего по-прежнему — подъёмными, об окраске их всех зелёным цветом и о вызолочении фигур, поставленных на этих мостах»[12]. В конце XVIII века мост перестроен в дереве, подъёмная часть была ликвидирована[10][11].

В 1808 году по «образцовому» проекту архитектора В. Гесте началось строительство однопролётного чугунного моста, по типу Зелёного моста[13]. Из-за начавшейся войны с Наполеоном строительство было приостановлено до 1813 года и завершено только в 1814 году[14][15][16]. Чугунные тюбинги для пролётного строения были изготовлены на уральских заводах Н. Н. Демидова[3][10]. По конструктивной схеме мост был идентичен Зелёному, Синему и им подобным чугунным мостам[11].