Креационизм и эволюционизм в государственном образовании


Статус креационизма и эволюционизма в системе государственного образования является предметом серьёзных дискуссий и конфликтов в юридической сфере, в политических и религиозных кругах[1]. В мире существует много точек зрения по этому вопросу. В большинстве западных стран действует законодательство, требующее преподавания в государственных учебных программах только эволюционной биологии[2]. Внедрение креационистских идей в государственное образование является главным направлением политики современного креационизма[3].

Хотя многие христианские конфессии не выдвигают богословских возражений против современного эволюционного синтеза как объяснения нынешних форм жизни на Земле, различные социально-консервативные, традиционалистские и фундаменталистские религиозные течения и политические группы в рамках христианства и ислама  (англ.) активно возражают против изучения и преподавания биологической эволюции. Некоторые приверженцы этих взглядов выступают против консенсусной точки зрения научного сообщества. Основной причиной отрицания выводов современных исследований в сферах эволюции и космологии являются буквальные интерпретации религиозных текстов[1].

Целью «научных креационистов» (в широком смысле) является распространение убеждения, что наука бессильна в решении «вечных вопросов», которые затрагивают значение и смысл жизни, а биология не способна выполнить даже своё фундаментальное предназначение — объяснить биологическую эволюцию. Обе основные стратегии, «научного» и «церковного» креационизма, не противоречат одна другой и сосуществуют в том числе в образовательном контексте, имея общего «противника» в виде биологии и особенно теории эволюции. Антиэволюционисты объединяться для борьбы с теорией эволюции, несмотря на глубокие различия в религиозных убеждениях и богословских доктринах, которым они следуют[4]. Средством для протестантского креационистского движения в США выступает пропаганда «научного креационизма», в том числе его включение в школьные программы, для чего на местные органы образования оказывается существенное давление. В то же время критика со стороны научного сообщества США происходит редко[5].

На международном уровне эволюционная биология преподаётся в рамках научных курсов, вызывая лишь минимальные возражения. Исключение составляют нескольких регионов США и ряд стран с мусульманским большинством, прежде всего Турция[1]. Верховный суд США постановил, что преподавание креационизма как науки в государственных школах является неконституционным, независимо от того, будет ли оно осуществляться в рамках богословского или религиозного обучения. Креационистская концепция разумного замысла в последние десятилетия позиционировалась в Соединённых Штатах как альтернатива теории эволюции, но его «очевидная религиозная, культурная и правовая миссии» были признаны судом низшей инстанции неконституционными[6].