Антиэволюционизм


Антиэволюциони́зм — направление общественной мысли, основным содержанием которого является отрицание биологической (критика эволюционизма)[1][2], социальной или культурной эволюции[3][4]. Антиэволюционизм характерен для большинства направлений креационизма (исключая эволюционный креационизм). Рассматривается как псевдонаука, обладая многими классическими признаками последней. Имея религиозно-идеологическую основу, это течение направлено против науки и образования[5]. Антиэволюционизм, направленный на дискредитацию современной биологии, может считаться также разновидностью антинаучных взглядов[6][2].

Антиэволюционизм в биологии представлен ненаучной концепцией постоянства биологических видов, которая рассматривает многообразие органического мира в качестве результата Божественного творения. Концепция сформировалась в конце XVIII — начале XIX века, разделялась рядом видных учёных, но в процессе научного развития была вытеснена эволюционной биологией[7].

Антиэволюционизм в биологии как концепция сформировался в конце XVIII — начале XIX века в рамках перехода к систематическим исследованиям в таких сферах, как морфология, физиология, индивидуальное развитие и размножение организмов. Это направление исследований постепенно вытеснило трансформизм, в рамках которого предполагались внезапные превращения видов и возникновение организмов как результат случайного сочетания органов. Эти идеи разделялись Эмпедоклом, Лукрецием, Альбертом Великим и др. Сторонники концепции постоянства видов, такие как П. С. Паллас, напротив стремились доказать, что реальность биологических видов, их дискретность и устойчивость, существование строгого диапазона их изменчивости[7]. Карл Линней считал, что видов существует такое количество, какое было создано при сотворении мира. Уже известная смена флоры и фауны в палеонтологической летописи одним из основателей палеонтологии Жоржем Кювье объяснялась при помощи теории катастроф. Его последователи, такие как Луи Агассис, Альсид Д’Орбиньи и др., писали о существовании десятков периодов полного обновления органического мира. Чарлз Лайель, один из основателей современной геологии, разделял идею многократных актов творения отдельных видов[7].

В додарвиновскую эпоху консервативными сторонниками библейской картины мира развивалось антиэволюционистское учение о дегенерации человечества[3]. Приверженцы этого подхода понимали историю человека как следствие отпадения от изначального совершенства, данного Богом первочеловеку, а не медленное восхождение от дикости к цивилизации[8]. Акцент делался в большей мере на культурный регресс, а не физическое вырождение[9].