Крейсерский танк


Крейсерский танк (англ. cruiser tank), также известный как кавалерийский танк (англ. cavalry tank) или быстрый танк (англ. fast tank) — танк с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданный для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона противнику путём неожиданных атак.

Крейсерский танк стал представителем британской концепции танка межвоенного периода (от Первой до Второй мировой войны). Недовольство экспериментами со средними и тяжёлыми танками середины 1930-х годов привело к развитию специализированных быстрых, легко бронированных танков. Британская теория операций с участием бронированной техники предполагала создание двух типов танков — крейсерских, которые использовались в бронированных полках и дивизиях (примером может служить Королевский танковый полк), и пехотных, входящих в состав батальонов.

Как и морские крейсеры, крейсерские танки должны быть быстрыми и мобильными в военных операциях, независимыми от медленного перемещения пехоты с артиллерией. Недаром другое их название — кавалерийские — было связано с обычной кавалерией, которая быстротой своих действий достигала поставленных задач. Для этого было лёгкая броня и вооружение (пушка), чтобы иметь небольшой вес. Соответственно, не было необходимости в мощном, тяжелом двигателе. Но тогда они становились легкоуязвимыми уже для средних танков Германии.

Другим недостатком большинства крейсерских танков был малый калибр пушки. Первые крейсеры были вооружены 40-мм пушкой QF 2 pounder. Этого не всегда хватало для пробития брони танков противника. Позже они были оснащены 57-мм пушкой QF 6 pounder, а спустя некоторое время 75-мм пушкой Ordnance QF. Таким стал британский средний крейсерский танк «Кромвель», обладающий двигателем, развивающим максимальную скорость около 40 миль в час (64 км/ч) по дорогам.

Следующей машиной в линейке британских крейсерских танков «Комета» — танк с укороченной 76-мм пушкой QF 17 pounder, поступивший на вооружение в конце Второй мировой войны. По иронии судьбы, несмотря на упор на высокую мобильность, большинство крейсерских танков страдали от механической ненадежности, что наиболее заметно было по танку «Крусейдер» в горячих пустынях Северной Африки. Эта проблема была вызвана недостаточной проверкой конструкции танков при испытаниях.

По советской классификации крейсерские танки можно было бы отнести к лёгким и средним танкам, например танки серии БТ — БТ-2, БТ-5, БТ-7 и так далее. В Германии к таким танкам относятся танки PzKpfw III.