Крис, Эрнст


Эрнст Вальтер Крис (нем. Ernst Walter Kris; 26 апреля 1900, Вена — 27 февраля 1957, Нью-Йорк) — австрийско-американский историк искусства и психоаналитик.

Эрнст Крис родился в Австрии, в еврейской семье юриста Леопольда Криса и его жены Розы Крис, урождённой Шик. Посещал Государственную гимназию (Staatsgymnasium) в 13-м районе Вены. В годы Первой мировой войны слушал лекции по истории искусства Макса Дворжака в Венском университете[4].

С осени 1918 года вместе со своими друзьями Отто Курцем и Эрнстом Гомбрихом изучал историю искусства у Юлиуса фон Шлоссера. В 1922 году Эрнст Крис защитил диссертацию «Использование натурных слепков Венцелем Ямнитцером и Бернаром Палисси» (Die Verwendung des Naturabgusses bei Wenzel Jamnitzer und Bernard Palissy) (о творчестве немецкого ювелира и французского художника-керамиста XVI века).

Крис также был учеником археолога Эмануэля Лоуи, друга Зигмунда Фрейда. После завершения учёбы Крис работал куратором в отделе скульптуры и художественных ремёсел (Plastik und Kunstgewerbe) венского Музея истории искусств[5].

Невеста Криса Марианна Ри (1900—1980) дружила с Анной Фрейд, младшей дочерью основателя психоанализа, а её отец Оскар Ри был педиатром в семье Фрейдов. В 1924 году Крис сам побывал на сеансе психоанализа у З. Фрейда и с тех пор увлёкся новой научной дисциплиной. Когда Марианна Ри завершила медицинскую стажировку в Берлине, она и Эрнст Крис в 1927 году поженились. В 1928 году они стали экстраординарными членами Венского психоаналитического общества (Wiener Psychoanalytische Vereinigung, WPV)). У них было двое детей.

Помимо работы в музее, Крис открыл психоаналитическую практику, он также преподавал в качестве исследователя-аналитика (Lehranalytiker) с 1930 по 1938 год в Психоаналитическом институте в Вене. В 1929 году Метрополитен-музей в Нью-Йорке поручил Крису составить каталог резных камней (гемм). С 1932 года Крис вместе с психоаналитиком Робертом Вельдером по рекомендации Фрейда работал редактором международного журнала «Imago», в котором в 1933 году опубликовал своё первое психоаналитическое исследование «Психически больной скульптор» (Ein geisteskranker Bildhauer) о Франце Ксавере Мессершмидте.