Шлоссер, Юлиус фон


Юлиус Альвин Франц Георг Андреас Риттер фон Шлоссер (нем. Julius Alwin Franz Georg Andreas Ritter von Schlosser, 23 сентября 1866, Вена — 1 декабря 1938, Вена ) — выдающийся австрийский историк искусства венской школы. По словам Эрнста Гомбриха он является «одной из самых выдающихся личностей в истории искусства»[4].

В 1884—1887 годах Шлоссер учился в Венском университете, изучал филологию, всеобщую историю, историю искусства и археологию. В 1888 году под руководством Франца Викхоффа написал диссертацию о клуатрах раннесредневековых монастырей. В 1892 году защитил её как докторскую диссертацию. В 1901 году стал хранителем собрания скульптуры в Венском музее истории искусства. В 1913 году посвящён в рыцари и прибавил к своей фамилии частицу «фон». В 1919 году Юлиус фон Шлоссер стал членом Австрийской Академии наук (Österreichische Akademie der Wissenschaften). После неожиданной смерти Макса Дворжака в 1922 году он возглавил второе отделение истории искусства Венского университета. Первое отделение возглавлял его коллега и соперник, Йозеф Стшиговский. В 1936 году Юлиус фон Шлоссер вышел в отставку.

В 1908 году Шлоссер опубликовал работу «Кунсткамеры и вундеркамеры позднего Ренессанса» (Die Kunst- und Wunderkammern der Spätrenaissance), а в 1912 году исследование о «Комментариях» Лоренцо Гиберти. В 1914—1920 годах Шлоссер написал восемь частей «Материалов для источниковедения по истории искусства» (Materialien zur Quellenkunde der Kunstgeschichte), в 1923 году — исследование под названием «Искусство Средних веков» (Die Kunst des Mittelalters). В 1924 году он опубликовал «Литературу по искусству» (Die Kunstliteratur): библиографию по истории искусства, востребованную по настоящее время. Она была переведена на итальянский язык как «Литература по искусству: Пособие по источниковедению новой истории искусства» (La letteratura artistica: Manuale delle fonti della storia dell’arte moderna, 1935; 2 — е издание 1956 г., 3 — е издание 1964 г.). В 1984 году эта работа была переведена на французский язык. Историк Якоб Буркхардт выразил своё восхищение работой Шлоссера в своей знаменитой книге «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860): «Это труд, написанный с глубоким пониманием знаний из первых рук, он не только незаменим в качестве библиографического справочника, но и является одной из немногих работ по этой теме, которые одновременно являются научными и читаемыми»[5].

В период 1929—1934 годов Юлиус фон Шлоссер написал и опубликовал 3-томный труд «Художественные проблемы раннего Возрождения» (Künstlerprobleme der Frührenaissance). Затем последовала «Венская школа истории искусства» (Die Wiener Schule der Kunstgeschichte,1934), в которой Шлоссер заявил, что деятельность Стшиговского и его учеников не имеет отношения к подлинной венской школе, так как идеи провозглашённого Стшиговским «методологического ориентализма» и «идеологического архаизма» противоречат её основополагающим принципам.