Клуатр


Клуа́тр (фр. cloître, от лат. claustrum — закрытое, ограждённое место) — окружённый стенами квадратный или прямоугольный в плане внутренний двор, примыкающий к комплексу зданий средневекового монастыря или церкви. Служил нуждам клира и монашеской братии и был недоступен для мирян[1][2].

Клуатры типичны для романской и готической архитектуры. В Италии монастырские дворы, в отличие от внутренних двориков светских палаццо (патио, кортиле), называются кьостро (итал. chiostro — закрытый)[3]. В Испании: клаустро[4]. Близкие термины различного значения: клостер (нем.  Kloster — монастырь) — в архитектуре Германии комплекс монастырских зданий, обнесённый стеной; клостер (англ. cloister — крытая галерея вокруг монастырского двора в средневековой английской архитектуре). Крайсганг (нем. Kreisgang — «круговой ход») — обходная галерея вокруг центральной апсиды средневекового храма. То же, что деамбулаторий. Кройсганг (нем. Kreuzgang — «крестообразный ход») — то же, что клуатр, немецкое название монастырского двора[5].

Клуатр непременно имел в центре «Святой колодец», от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на четыре части: квадранты. Клуатр обычно пристраивали к протяжённому южному фасаду собора. Там же находился вход в южный неф. Обходные галереи связывали клуатр с рефекторием (трапезной), обычно примыкающим к противоположной стороне клуатра. С восточной стороны находился зал капитула и дормиторий (спальня монахов). Клуатры устраивали также в средневековых университетских колледжах, например, в колледже Магдалины в Оксфорде.

Клуатры средневековой западноевропейской архитектуры восходят к древнегреческим теменосам (священным площадкам) и римскому атриуму — центральной части, окружённому крытой колоннадой внутреннему двору древнеримского и древнеиталийского жилища. Из атриума имелись выходы во все остальные помещения. Именно в атриуме находился алтарь домашних богов — лар и пенатов, им приносили жертвы и курили благовония.

В раннехристианских базиликах атриумом называли огороженную площадку с источником для омовения перед входом в храм. Иначе: авла (др.-греч. αύλη — двор, дворец). В атриуме имелся вход в нартекс церкви. Фонтан в центре атриума — прообраз баптистериев — со временем стал осмысливаться символически как источник жизни, отчего и получил прозвание «Святой колодец». В алтарных картинах на тему «Розарий Девы Марии» изображали «Сад заключённый» (лат. Hortus Conclusus — Сад огороженный; в православной традиции: вертоград) — символ чистоты Девы — с источником в центре (лат. fons hortorum)[6].

Именно такая символика сформировалась к IX веку в среде бенедиктинского монашества, для которого монастырский сад с источником стал образом Эдема, служил местом медитации, молитвы, духовного подвига, чтения и учения. Деление на четыре квадранта символизировало четыре части света, центром которых является Святая земля — Иерусалим.