Романское искусство


Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (итал. Arte romanica; англ. Romanesque art от лат. Roma — Рим) принято называть исторический период в развитии западноевропейского искусства либо, в ином, концептуальном определении — исторический тип искусства, сложившийся в раннее Средневековье после раннехристианского периода (Раннехристианское искусство) IV—VII вв. и длившийся до формирования готического искусства в XII—XIII веках[1].

Культура романского периода сложилась на основе античного искусства после и искусства Византии IV—VII веков. Романская эпоха, согласно общепринятой периодизации, длилась до возникновения готического стиля в XII веке или позднее, в зависимости от особенностей того или иного региона. Предшествующий романике период известен как дороманский.

Термин «романика» получил рапространение в XIX веке среди историков искусства, прежде всего применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь полуциркульные арки, цилиндрические своды, апсиды, «лиственные капители», украшенные рельефами в виде листьев-акантов. В Южной Франции, Испании и Италии существовала непосредственная преемственность в архитектуре от поздней античности, однако «романский стиль» (если принять такое название) стал первым, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в иконописи и мозаике.

Важной терминологической проблемой остаётся художественный статус искусства романского периода. Многие исследователи, подчёркивая множественность этнических источников и стилевых тенденций в контексте дилеммы «Запад или Восток», предпочитают условное обобщающее определение «романское искусство», а не категоричное «романский стиль». Весьма условно также определение хронологических и территориальных границ раннехристианской и романской архитектуры и отделение её от византийской. Формообразующее значение на этом этапе развития средневекового искусства имели историко-региональные традиции и местные школы, а не общестилевые категории. Поэтому искусство раннего Средневековья логично отнести к первому протостилевому периоду классической культуры Европы. Следующим, безусловно стилевым, этапом является искусство готики[2][3].

Вначале романское искусство стран Западной Европы именовали «ранней», или «старой готикой» (итал.  gotica antica ), затем «римским» (итал.  romanità ), противопоставляя его ренессансной архитектуре Тосканы (итал. toscanità). Термин «романский» впервые был предложен французским историком, археологом и антикваром Ш.-А. де Жервилем в 1818 году. В Англии в это время продолжали использовать термин «романское искусство», или близкое определение «romanesque»[4].