Крымские эстонцы


После Крымской войны многие сёла Крыма опустели из-за массового отъезда крымских татар в Османскую империю. Поскольку большинство эстонских крестьян находилось в плачевном экономическом состоянии, некоторые из них решили переселиться в Крым. Эстонские переселенцы в основном принадлежали к малтсветианству, течению, которое отделилось от лютеранства, но улучшение материального положения и завоёванный авторитет среди других крымчан вернули их снова к ортодоксальному лютеранству.

В конце XIX века большая часть крымских эстонцев жила компактно, в сёлах. В 1926 году крымские эстонцы, которые были в основном зажиточными крестьянами, были лишены права участвовать в выборах. С принятием так называемой Сталинской конституции (1936 год) право голоса им было возвращено, но следующая волна репрессий (1937—1938 годы) привела к существенному уменьшению численности этнических эстонцев на полуострове.

По данным переписи населения 2014 года, в Крыму проживало 350 эстонцев[1], и на начало 2014 года действовали три эстонские культурные организации.

После Крымской войны (1853—1856) многие села Крыма были опустошены в результате массового отъезда крымских татар в Османскую империю в процессе мухаджирства[2], при этом некоторые исследователи считают, что правительство Российской империи также способствовало переселению разными притеснениями и выполнило, по крайней мере частично, программу выселения крымских татар[3][4]. Переселение людей из Эстонии объяснялось рядом причин, в частности плачевным экономическим состоянием крестьянства и отношением к эстонским крестьянам остзейского дворянства[5][6][7]. Писатель Эдуард Вильде[a] на собранных в 1904 году в Крыму материалах написал роман «Пророк Малтсвет» (эст. «Prohvet Maltsvet»), в котором так описываются причины переселения: