Кузьмич, Николай Петрович


Николай Петрович Кузьмич (белор. Мікалай Пятровіч Кузьміч; род. 28 ноября 1950, Патрики, Кобринский район, Брестская область, Белорусская ССР, СССР) — белорусский художник-ювелир, работающий в области ювелирного искусства. Член Белорусского союза художников  (белор.) (с 1987). Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (2007).

Родился 28 ноября 1950 года в деревне Патрики, Брестская область (во многих источниках). Однако, в одном из своих интервью ювелир заявил, что родился в деревне Вулька, Дрогичинский район[1]. Когда маленькому Коле исполнилось 11 лет, отец решил перевезти семью в Россию. Здесь будущий ювелир провел следующие 10 лет своей жизни. Его мама доила коров, а папа смотрел за животными. В этот период Николай окончил профессиональное техническое училище по специальности «тракторист-машинист». Служил на Северном флоте. После смерти отца вся семья вернулась в Белоруссию[2].

С 1978 по 1982 год учился в Минском художественном училище имени А. К. Глебова по специальности «декоративно-прикладное искусство»[3]. В 1984 году начал свою творческую деятельность и стал посещать различные творческие выставки. Тогда он делал небольшие ювелирные отделки из бронзы и меди. Работал художником на Брестском комбинате «Искусство», а с 1998 года — художником в Минской епархии. С 2005 по 2010 — председатель брестской областной организации ОО «Брестский союз художников».

Пожалуй самой известной работой Николая Кузьмича является обновленный крест Евфросиньи Полоцкой. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Белоруссии в 1992 году было решено воссоздать крест. Работу благословил иерусалимский патриарх Диодор и патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет. Воссоздание креста было поручено как раз Николаю Петровичу. 24 августа 1997 года митрополит Филарет освятил копию креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Как позже признался Николай Петрович, предложение воссоздать крест было для него неожиданностью[1].

В своей творческой деятельности художник обращается к созданию работ преимущественно в технике горячей эмали. Произведения необычайно образные и выразительные. Среди них — эмаль «Белорусская Атлантида», серии «Башни», «Цветочный рай», декоративные композиции «Голубые сны», «Купалье», «Слуцкие пояса», «Регата», «Праздник», «Салют», «Бабье лето», «Мир тебе, планета Земля», «Память», «Пространство и время», «Движение». Произведения находятся в музеях различных стран, галереях и частных коллекциях Белоруссии[5].