Культура Узбекистана


Культура Узбекистана — культура народов Узбекистана, проживавших и проживающих на территории Узбекистана и государств, существовавших на территории современного Узбекистана.

Появление человека на территории современного Узбекистана относится к эпоху раннего палеолита. 15—12 тысяч лет назад начался переход к мезолиту. Характерным памятником первобытного изобразительного искусства является Зарау́т-Сай[1] (Зараутсай[2]) — ущелье в юго-западных отрогах Гиссарского хребта в Узбекистане, где были найдены наскальные рисунки эпох мезолита и неолита, а также более поздние изображения. Рисунки, нанесённые охрой, были обнаружены на скальных навесах, в нишах и небольших гротах. Главный сюжет рисунков — охота людей с собаками на диких быков, джейранов, козлов и кабанов.

Наска́льные изображе́ния Иланса́я' (Илан-сая, Илянсая, Илян-сая, археологический памятник в Самаркандской области Узбекистана. Петроглифы расположены в ущелье небольшой реки Илансай, стекающей с северного склона Каратепинских гор, которые входят в состав Зеравшанского хребта. Наскальные рисунки выявлены на протяжении около 4—5 км течения Илансая (в 15—16 км на юг от города Самарканда), главным образом, вдоль тропы по левому берегу сая. Изображения нанесены на поверхность гранитных скал и отдельно стоящих крупных валунов и обращены в восточную или южную сторону, откуда на них направлены солнечные лучи[3].

Среди петроглифов имеются изображения животных, таких как горный козёл, баран, олень, лошадь, верблюд, собака, змея, фигуры людей (в том числе, всадников) и человеческая рука, различных предметов (стрелковое оружие), а также арабские надписи. Наиболее многочисленны фигурки горных козлов, в связи с чем И. В. Сухарев отмечает, что данное млекопитающее не встречается и вряд ли встречалось когда-либо в окрестной низкогорной местности. По его мнению, изображение горных козлов в Илансае носит характер культового пережитка[3]. Проработанность рисунков сильно варьирует, от довольно реалистичных фигурок с естественными пропорциями до схематичных силуэтов, сведённых к простым геометрическим формам, у которых отсутствуют некоторые части тела, причём художественные изображения считаются более старыми, а грубые — хронологически молодыми[4][5].

В IV веке до н. э. Ахеменидская империя пала под ударами армии Александра Македонского. В 329 году до н. э. Александр захватил Бактрию и занял столицу Согда — Мараканду (современный Самарканд). Возглавивший местное население Спитамена поднял восстание против македонцев, с которым завоеватели, несмотря на жестокие карательные меры, не могли справиться вплоть до убийства Спитамена кочевниками в 328 году до н. э. Стремясь закрепить свою власть над Согдом, Александр строил новые и восстановил старые города, заселяя их смешанным греко-согдийским населением.