Культурбольшевизм


Культурбольшевизм (нем.  Kulturbolschewismus) — термин нацистов, обозначающий направления в немецкой культуре, которые они считали вредными для немецкого национального духа и враждебными немецкому государству в соответствии с идеологией национал-социализма, связывая их с подрывным влиянием большевизма и Октябрьской революции.

Возник в правых буржуазных кругах Германии в 1920-х годах и приобрёл распространение в немецком обществе с началом в 1929 году мирового экономического кризиса[1]. Активно применялся нацистами с 1933 г., после их прихода к власти, для подавления художественного авангарда и модернизма с последующими гонениями против таких художников. Также применялись термины Baubolschewismus (большевизм в строительстве), Kunstbolschewismus (большевизм в искусстве) — его синонимом в изобразительном искусстве был термин Entartete Kunst (дегенеративное искусство), а в музыке — Entartete Musik (дегенеративная музыка).

В апреле 1931 года известный немецкий писатель и журналист, впоследствии лауреат Нобелевской премии мира, Карл фон Осецки описал причины возникновения этого термина, связанные с Мировым экономическим кризисом 1929 года, и охарактеризовал его как очередную разновидность охоты на ведьм: