Национальный дух


Национальный дух[1] (дух нации[2], также народный дух, нем. Volksgeist[3], гений нации[4], народная душа[5]) — сверхиндивидуальное, проявляющееся в объективном духе у представителей конкретного народа[3]; понятие в рамках персонификации нации[6], приписывания культуре черт индивида[2]; ключевое понятие философии истории времён романтического национализма, а также понятие в рамках этнического национализма. Народ рассматривается как своего рода единый организм, наделённый общей духовностью и общим психическим складом[2]. Близким понятием является национальный характер[7].

В рамках национально-государственной историографии тема «национального характера» часто включает существенный компонент антиисторизма, поскольку «национальный характер» и «национальный дух» часто понимаются как неизменные. По меньшей мере с периода романтизма «исторический путь» нации рассматривался как предопределённый[7].

Народный дух понимается не как метафизическая абстракция, поэтому считается, что он проявляется в особенностях исторического и языкового развития народа и следовательно в типичных для него духовных произведениях[3]. Утверждается, что, имея общий «дух», народ должен иметь и общие интересы, разделять единую идеологию, иметь единое общенародное государство; в некоторых случаях утверждается, что он также должен иметь одну партию и единого вождя, что должно исключить борьбу классов, «вредящую» единству народа[8].

Проявления «национального характера» или «национального духа» нередко демонстрируются историей военных конфликтов. Утверждается, что даже в условиях военных поражений или потери политической независимости «свой» народ проявляет такие «личностные» качества, как «стойкость», «мужество», «героизм», «любовь к родине» и др. Если народ, напротив, одерживает военные победы и захватывает территории, согласно национальной историографии, он проявляет «справедливость», «милосердие» и др. Национальный характер может увязываться с национальным превосходством, рассматриваясь как основа «достижений» (трудолюбие‚ талантливость и др.), так и как причина их отсутствия[7].

Самоидентификация вольно или невольно происходит через сопоставление с другими. Этот подход транслируется также на нацию, рассматриваемую в качестве целостности и наделяемую персонифицированными чертами, такими как национальный дух[6].

Около XVII века в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию[9].