Кунта-Хаджи Кишиев


Ку́нта-Хаджи́ Киши́ (чечен. Кишин воӀ Кунта-Хьаьжа; 11 июля 1812[1][2] или в 1830[3] — [4]) — чеченский суфийский шейх и последователь суфийского ордена Кадирия[5]. Последователей Кунта-Хаджи называют хаджи-мюридами.

По национальности — чеченец[6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16]; некоторые источники называют его кумыком по происхождению[17][18][19][20][21] и «андийским выходцем»[22][23][24] (последняя версия была раскритикована[25]). Считается выходцем из тайпа гумхой[26].

Кунта родился в бедной чеченской семье[14] в равнинном селении Истису (чечен. Мелча-Хи) (по другим данным Иласхан-юрт)[1][27]. Встречаются отдельные источники, согласно которым предки Кунта-Хаджи были выходцами из андийского селения Гунха[28]. Точная дата рождения неизвестна, одни авторы полагают, что Кунта-хаджи родился в 1830 году, другие, что в 1796-м[29]. Отца его звали Киши, мать — Хедой. По преданию он рос тихим ребёнком, любил уединение. Рано получил духовное образование, обучался у накшбандийского шейха Гези-Хаджи из Зандака, будучи его последователем до совершения хаджа, после которого Кунта, возможно, присоединился к ордену Кадырия[30][31].

Религиозно-политическая деятельность Кунта-Хаджи приходится на конец 50-х годов XIX века — самый разгар Кавказской войны. Учение Кунта-Хаджи было направлено против проявления любых форм насилия и призывало к терпению, милосердию и духовному братству между верующими. Духовные наставления Кунта-Хаджи нашли отклик среди чеченского общества, а количество его сторонников увеличивалось в результате изнурительной Кавказской войны[32].

Имам Шамиль «боялся того влияния, которое проповедники, подобные Кунта-Хажи (так в тексте), всегда имеют на народ. Влияние — это нравственная сила, власть, а власти, кроме своей собственной, Шамиль не терпел никакой». (А. П. Ипполитов «Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе»)[33]

Учение Кунта-Хаджи имам Шамиль встречает с осуждением ввиду его сопротивления «до победного конца» против царской власти[34]. Преследования со стороны имама Шамиля вынудили Кунта-Хаджи покинуть родную Чечню и отправиться в Мекку на три года. По возвращении обратно из хаджа осенью 1861 года Кунта-Хаджи продолжает свои проповеди, приобретает признание среди населения, число его сторонников все увеличивается (по некоторым данным, на момент ареста Кунта-Хаджи число его сторонников составляло 5588 человек)[35].