Кадирия


Абдулкадир Гилани начал проповедовать в Багдаде в 1127 году. Отмечается, что он одевался как улем, а не как суфий. Основанный им тарикат организационно оформился к концу XIII века на территории Ирака. В XV веке на территории Османской империи прославился кадирийский шейх Пир Сани (Ашрафоглу Руми). В начале XIX века известным представителем тариката кадирия на территории Нигерии был Осман дан Фодио.

В середине XIX века последователем кадирии в Чечне стал Кунта-Хаджи Кишиев, составив конкуренцию существующему здесь ранее тарикату накшбандия[1]. Благодаря муфтию Ахмаду Кадырову кадирия имеет широкое распространение в современной Чечне.

Отличительной особенностью тариката является отсутствие экстатических и теософско-спекулятивных элементов и трактовка суфизма как морально-этического учения. В тарикате запрещён строгий аскетизм. Центральная обитель и резиденция наследственного главы братства — мемориальный комплекс при могиле Абдул-Кадира Гилани (Багдад).

Эмблема — зелёная роза с тремя рядами по 5, 6 и 7 лепестков, которые означают: пять столпов ислама, шесть столпов имана и семь слов в формуле зикра[2].

Основателем тариката считается ханбалитский и шафиитский правовед (факих) Абдул-Кадир Гилани. Считается, что его родословная восходит к четвёртому праведному халифу — Али ибн Абу Талибу. Обучался в Багдаде у Абу-ль-Хайра Хаммада ад-Даббаса. Абдул-Кадир был знатоком мусульманского права (фикх), Корана и сунны пророка Мухаммеда. Затем он оставил обучение и стал аскетом (захидом), после чего вернулся и начал просветительскую деятельность[3].

Абдул-Кадир Гилани является автором около 50 книг, среди которых «аль-Кунья», «аль-Фатх ар-Раббани» и «Футух аль-Кайб». Исторические хроники не упоминают об Абдул-Кадире Гилани как о суфие[3].