Кушетка


Кушéтка (фр. couchette, от couche — ложе, постель) — изделие, предмет мебели, ложе на невысоких ножках с головной спинкой, подголовником, или без них[1].

В отличие от канапé не имеет спинки или локотников. Иногда снабжается скамеечкой-подставкой для ног. В истории материальной культуры — произведение декоративно-прикладного искусства претерпевшее в течение веков значительные изменения назначения, конструкции и формы.

Форма кушетки восходит к античным клине (ложам) или лектикам (носилкам). Такая форма сохранялась в Средневековье, возродилась во Франции около 1625 года и получила классический вид в период французского Регентства в начале XVIII века под наименованием (фр. Le fauteuil de commodité — удобное кресло)[2].

В начале XIX века во Франции, в периоды Директории, Консульства и формирования стиля ампир получила распространения мебель в стиле «à la antique», восходящая к древнеримским образцам, ставшим известными благодаря раскопкам античных городов Геркуланума и Помпей. В 1800 году живописец Жак Луи Давид изобразил знаменитую парижскую красавицу мадам Рекамье «на римский манер», в тунике, босиком, полулежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и скамеечкой для ног. Кушетку по рисунку Давида и его ученика П.-Л. Моро выполнил мастер-мебельщик Ж. Жакоб Старший. В дальнейшем такая мебель постоянно фигурировала в мастерских художников и парижских салонах. Рядом с кушеткой изображён высокий торшер, также в «помпейском стиле». На похожем кресле, тоже работы Жакоба по рисунку Давида, изображена мадам Рекамье на другом знаменитом портрете работы Франсуа Жерара (1802—1805)[3][4].

Слово «рекамье» со временем стало символом, олицетворявшим хороший вкус, образованность и «новый парижский стиль». Этим словом стали называть похожие кушетки, предназначавшиеся не для спален, а для приёма гостей в салонах, и вообще многие предметы ставшего модным в Париже «стиля рекамье»: платья, подпоясанные высоко под грудью «à la antique», причёски, ювелирные украшения — серьги, кулоны, бант-склаважи (брошь Севинье), светлые ткани и драпировки — всё, что ассоциировалось со знаменитым салоном мадам Рекамье[5][6].

В одном из залов парижского Лувра реконструирована спальня мадам Рекамье с набором мебели, изготовленным в 1799 году в мастерской Жакоба для особняка на улице Монблан в Париже.