Лабиль-Гиар, Аделаида


Аделаида Лабиль-Гиар, впоследствии Лабиль-Гиар-Венсан (фр. Adélaïde Labille-Guiard; 11 апреля 1749, Париж — 24 апреля 1803, там же) — французская художница-портретистка, основательница первой Парижской женской школы живописи.

Аделаида Вертю Лабиль родилась в семье торговца и была младшей из восьми детей. Общее образование получила в монастырской школе, затем помогала в лавке отца. Начиная с 14-летнего возраста мечтала стать художницей. Училась рисовать у своего соседа, живописца швейцарского происхождения Франсуа-Эли Венсана[фр.] (1708—1790); тогда же Лабиль познакомилась с сыном Венсана Франсуа-Андре (1746—1816) — в будущем её долговременным сотрудником и мужем. Её старшая сестра Фелисите Лабиль, дата рождения которой неизвестна, в 1764 году в церкви Сент-Эсташ в Париже вышла замуж за художника и миниатюриста Жана-Антуана Гро[фр.] (1732—1790), который впоследствии стал отцом художника Антуана-Жана Гро (1771—1835). Но Фелисите умерла после четырёх лет брака. В августе 1769 года Аделаида выходит замуж за финансового чиновника Николя Гиара (1741—1804), а младший Венсан, ставший лауреатом Римской премии по живописи, уезжает на 5 лет в Рим. Вплоть до 1774 года Аделаида учится у крупнейшего пастелиста Мориса Кантена де Латура.

После возвращения из Рима её друга Венсана Аделаида вновь берёт у него уроки — живописи масляными красками. В июле 1779 года она официально разводится со своим мужем. Полотна-портреты Аделаиды Лабиль имели большой успех, в том числе в высших кругах французского общества. Художнице позировали министры, принцессы крови, представители титулованной аристократии. В мае 1783 года Аделаида была принята в Королевскую академию живописи (в которой одновременно могли состоять не более 4-х женщин). Вступление её в Академию сопровождалось распространением скандального памфлета, в котором художница обвинялась в представлении картин Венсана как своих собственных, а также в сексуальной невоздержанности. Благодаря вмешательству покровительницы Аделаиды, графини д’Ангвилье, жены директора-управляющего зданием Королевской академии, скандала удалось избежать.

Узнав при вступлении в Академию, какие препятствия возникают на пути женщины, пожелавшей стать художницей, Аделаида Лабиль уже в 1783 году открывает в Париже свою Женскую школу живописи, в которую уже на первый год записались 9 учениц. Как художница наиболее успешно она работала в 1785—1789 годы. В это время она много писала с королевской семьи, создала портреты Луизы-Елизаветы де Бурбон, дочери короля Людовика XV (1787—1789), групповой портрет семьи графа Прованского, брата короля Людовика XVI (этот портрет и некоторые другие Аделаида во время Французской революции вынуждена была сжечь), и др.