Лавра


Ла́вра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.

Лаврами изначально назывались части города или отдельные поселения, обнесённые оградой или стеной. Монастыри стали называть лаврами в VI веке в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами для защиты от нападений со стороны кочевников[1].

Поскольку лавры представляли собой отдельные поселения или кварталы внутри поселения, то они состояли из ряда построек. Центр лавры составлял собор (кафоликон), перед которым располагался двор. Главный собор лавры обыкновенно носит название одного из церковных праздников: Благовещенский, Вознесенский, Троицкий, Преображенский или Успенский. Боковые пристройки лавры представляют собой кельи (общежитие), гостиницу[2], архиерейский дом, библиотека[3], трапезную (столовую)[4], семинария[5], проскурница (мастерские)[6] или древлехранилище (музей)[7]. Отдельно к храму примыкали ризница, баптистерий и придел. В составе лавр могли находиться кладбища или оссуарий, а также сад или огород. Группа построек ограждалась стеной с воротами.

В IV—VI веках в Палестине лаврами именовались крупные монастыри, в которых сохранялась самостоятельная жизнь насельников (самостоятельное зарабатывание денег, ремесленничество) при наличии совместного устройства общих потребностей (организация богослужений, устройство стены от нападений кочевников-бедуинов). Такая форма устройства отличала лавры от киновий, где главным принципом было «общежитейное» устройство, подразумевавшее совместную собственность, общее распределение труда и благ. Позже лаврами назывались исторически и духовно значимые монастыри, независимо от формы жительства (киновия или идиоритм).

Кроме того, в Александрии IV века н. э. лаврами было принято называть городские кварталы (население которых составляло церковные приходы):

«…положение африканских пресвитеров сильно отличалось от положения их коллег на других континентах, поскольку они имели больше власти <… > В своих кварталах, отделённых друг от друга бульварами (почему они и назывались „лаврами“), пресвитеры пользовались огромной властью, как, например, Арий был реальным духовным лидером своего пресвитерства Баукалис[8]».