Византийская Палестина


Византийская Палестина (др.-греч. Παλαιστίνη) — период в истории Палестины (или Земли Израильской), когда эта ближневосточная территория находилась под властью Восточной Римской империи и Византии. Концом византийского периода считается завоевание провинции арабами в начале VII века. С археологической точки зрения начало византийского периода относят к правлению Константина Великого (306—337) или, более точно, к 324 году, когда после победы над Лицинием Константин установил контроль над восточной частью империи. В рамках истории еврейского народа византийский период традиционно отсчитывают приблизительно от конца правления в Римской империи династии Северов в 235 году, когда завершился таннаитский и начался амораитский период еврейской истории, или же смерти рабби Иехуды ха-Наси[комм. 1]. В этот период Палестина являлась крупнейшим христианским центром и популярным местом паломничества[⇨], что имело важное экономическое, политическое и общественное значение для региона[2]. Территория византийской Палестины включала прибрежную равнину от горы Кармель на севере до города Рафия на южной границе с Египтом, Галилею и Голаны на севере, Изреельскую долину, долину реки Иордан и Мёртвое море[3]. Административное деление Палестины неоднократно менялось и приняло свой окончательный вид в IV веке после разделения на три провинции[⇨]. В историческом отношении Палестина продолжала оставаться единым образованием[4].

С завершением кризиса III века, следующий век стал временем процветания в Палестине. После паломничества в 325 году в Святую землю императрицы Елены здесь стали появляться многочисленные церкви и монастыри[⇨]. Некоторую угрозу представляли набеги арабов, но меры, принятые при Диоклетиане (284—305) и Галерии (293—311) обеспечивали достаточную защиту палестинского лимеса (лат. limes Palestinae)[⇨]. В результате Палестине был обеспечен длительный период спокойного развития, приведший к значительному экономическому и демографическому росту[⇨]. В византийский период численность жителей Палестины достигла значений, которые были превзойдены только в XX веке. В регионе также происходил процесс христианизации и соответствующего уменьшения доли еврейского и языческого населения.

Население Палестины было крайне разнородным. Основным местом поселения евреев была Галилея, хотя здесь было много и неевреев, особенно в таких городах, как Сепфорис и Капернаум. Евреи жили и в других частях Палестины, в том числе в крупных городах. В некоторых частях Иудеи и Переи они составляли большинство населения. Самаритяне доминировали в Самарии, в городах которой язычники жили значительными общинами. Кочевые и оседлые арабы, включая потомков набатейцев, составляли большинство в Палестине Третьей. Повсеместно встречались говорящие на арамейских языках сирийцы, а также греки. Пёстрым был и религиозный состав населения.