Лебедев, Владимир Александрович (авиатор)


Влади́мир Алекса́ндрович Ле́бедев (род. 1879 или 1881[1][2], Санкт-Петербург — 22 февраля 1947, Париж) — один из первых пилотов-авиаторов в России, президент Всероссийского аэроклуба (1917), видный энтузиаст и промышленник в области русского авиастроения, кавалер ордена Почётного легиона (Франция). Основатель завода Таганрогская авиация и Ярославского моторного завода (1916).

Член Особого Совета. Министр торговли и промышленности Всевеликого войска Донского (25 мая 1918 — 28 сентября 1918). Министр Управления торговли, промышленности и снабжения белогвардейского правительства Деникина (28 сентября 1918—1920), председатель Совещания по товарообмену с заграницей.

Родился в Петербурге в небогатой дворянской семье в 1879 году; по другим источникам — в 1881 году[1][2].

Окончив юридический факультет Петербургского университета, некоторое время служил по гражданскому ведомству, потом вышел в отставку в звании коллежского секретаря. Впервые Лебедев увидел полёт аэроплана в небе Франции в 1908 году. В 1909 году построил свой планер. Фотографии этого планера были опубликованы в апрельском номере журнала «Огонёк». В следующем году он со своим другом Генрихом Сегно приехал в Париж — авиационную столицу мира тех лет учиться лётному делу в школе авиаконструктора и пилота Анри Фармана, которая находилась в Мурмелоне-лен-Гран. В мае 1910 года Лебедев выдержал экзамен на звание пилота-авиатора и вскоре вернулся в Россию.

Диплом пилота-авиатора Владимир Лебедев получил 10 июня 1910 года под номером 98 и стал третьим после Михаила Ефимова и Николая Попова дипломированным пилотом-авиатором России и первым пилотом Петербурга.

Лебедев был чемпионом России по велоспорту, 19 часов подряд гонял по Михайловскому манежу, проехав в общей сложности 375 километров. В Париже 8 апреля 1910 года стал «живым грузом» в рекордном полёте лётчика Даниэля Кине, который дольше других продержался в воздухе с пассажиром — 2 часа 15 минут.