Легенда о пианисте


«Легенда о пианисте» (итал. La leggenda del pianista sull'oceano — «Легенда о пианисте посреди океана», англ. Legend of 1900 — «Легенда о Тысяча-Девятисотом») — кинофильм итальянского режиссёра Джузеппе Торнаторе[1] в жанре музыкальной драмы. Фильм снят по книге Алессандро Барикко «Новеченто» («Тысяча-Девятисотый»).

Это фильм-эпопея, ибо на одном-единственном корабле уместилась целая эпоха, целый мир. Удивительный мир музыки, дружбы, любви, страдания, проходящих перед глазами героев в течение многих лет. Это история гениального пианиста, родившегося и всю жизнь прожившего на корабле, курсирующем между Америкой и Европой, где он прославился игрой на рояле и ни разу не сошёл на берег. Повествование ведётся от лица его друга-трубача, игравшего с ним в оркестре, который представляет собою «ненадёжного рассказчика», что напрямую отражено в названии фильма.

Трубач Макс Туни вынужден из-за проблем с деньгами продать свою любимую трубу. Когда он на прощание играет на ней в последний раз, продавец инструментов узнаёт в мелодии музыкальное произведение и показывает Максу сломанную пластинку, которую нашёл в старом концертном рояле. Макса обуревают воспоминания, и он рассказывает торговцу «Легенду о пианисте посреди океана»:

В новогоднее утро 1900 года, на борту океанского лайнера «Вирджинец», в коробке из-под лимонов найден младенец, которого называют Дэнни Будмен Т. Д. Лемон Новеченто. Воспитанный кочегаром Дэнни Будманом первые восемь лет своей жизни, мальчик проводит большую часть этого времени в машинном отделении корабля. После несчастного случая, в результате которого Дэнни погибает, Новеченто обнаруживает в себе музыкальный талант и тайно играет на рояле в бальном зале первого класса.

В последующие годы, он никогда не покидает корабль. Загадочным образом научившись играть на рояле, подросток играет в ресторанном оркестре, став настоящим виртуозом и развлекая публику. Там, его связывает дружба с Максом, который неоднократно призывает его покинуть судно. Во время выступлений с группой, Новеченто исполняет выдающиеся джазовые номера и со временем прославляется, как джазовый пианист, и за пределами трансатлантического парохода. Когда он всё-таки решается сделать свой первый шаг на твёрдую почву, «чтобы услышать голос океана», он внезапно останавливается посреди трапа и возвращается на судно. Как он позже объясняет Максу, он не мог видеть границы города (Нью-Йорка) и поэтому не мог покинуть корабль.

Макс узнаёт от музыкального торговца, что «Вирджинец» во время войны служил военным госпиталем, был списан и готовится к демонтажу в гавани. Он тщетно пытается убедить Новеченто, который всё ещё прячется на корабле, сойти с ним на берег. Новеченто отвечает, что его мир находится «между носом и кормой» и остаётся на корабле один. Пока Макс стоит на берегу и смотрит, «Вирджинца» взрывают.