Леди из Шалотта (картина Ханта)


«Леди из Шалотта» (англ. The Lady of Shalott) — картина английского художника Уильяма Холмана Ханта, написанная около 1888—1905 годов и изображающая сцену из поэмы Альфреда Теннисона 1833 года «Волшебница Шалот». Картина хранится в Уодсворт Атенеум. Уменьшенная версия картины хранится в Манчестерской художественной галерее.

В поэме Теннисона леди Шалотт заточена в башне на острове неподалёку от Камелота и проклята — ей запрещено покидать башню и выглядывать из окон. Она соткала гобелен, видя внешний мир только через отражение в зеркале позади нее. На картине изображена ключевая сцена третьей части поэмы: Леди видит в своём зеркале «смелого сэра Ланселота». Вид прекрасного рыцаря и звуки его пения отвлекают её от ткацкого станка к окну, пряжа всё ещё цепляется за колени, навлекая на неё проклятие, поскольку «разбилось зеркало, звеня…». Она покидает башню, чтобы переправиться на лодке через реку, но встречает свою смерть, не добравшись до Камелота.

На картине изображён момент сразу после того, как леди Шалотт посмотрела из окна на сэра Ланселота, и её судьба уже предрешена. Она стоит у своего круглого ткацкого станка с незаконченным гобеленом, который должен был изображать Галахада, представляющего Артуру Святой Грааль, однако ткацкий станок обрывается, запутывая её в нитях. На ней яркий лиф поверх кремовой сорочки и розовая юбка. Ноги босые, а длинные волосы взметнулись над головой[1][2].

Потревоженная пара голубей пролетает мимо большого серебряного подсвечника, а другая пара вылетает через верхнее окно. Позади нее находится большое круглое зеркало, которое она использовала для наблюдения за миром за пределами башни, но оно «треснуло»: в отражении виден проезжающий мимо Ланселот и колонны окна Дамы. Отблески, усеивающие пол, указывают на то, что её чистота запятнана[2].

Слева от неё — тондо, изображающий поклонение Младенцу Христа с Марией (олицетворяющей смирение), основанный на работе Луки делла Роббиа, принадлежавшей Ханту[3]. На тондо справа от неё изображен Геркулес в ореоле (олицетворяющий доблесть) в тот момент, когда он добывает яблоки из сада Гесперид, которые спали, когда Ладон, их дракон-хранитель (под левой ногой Геркулеса) был повержен[4]. В качестве эскиза для этой детали Хант сделал настоящий гипсовый барельеф, который сейчас находится в Манчестерской картинной галерее. Неудача Гесперид в исполнении своего долга отражает неудачу дамы[5].

Над тондо расположен фриз со стилизованным небом, на котором изображены херувимы и женские фигуры в ореолах, управляющие планетами и сферой звезд[6]. Один из ангелов топчет змею. Фриз символизирует гармонию и терпение — ценности, которыми, по мнению Ханта, должна была обладать леди[7].