Лежнёв, Исайя Григорьевич


Иса́йя (Исай) Григо́рьевич Лежнёв (имя при рождении — Исаак Альтшу́лер; 22 февраля 1891 [6 марта 1891], Николаев — 9 октября 1955, Москва) — советский публицист и литературный критик, бессменный редактор журнала «Новая Россия»[1].

Родился в консервативной еврейской семье, с которой порвал в 13 лет и в 1905 году подростком ушёл в революцию. В 1906 году вступил в РСДРП. В 1907—1909 годах отбывал административную ссылку в Тараще (Киевская губерния) за участие в стачке[2]. В 1909 году вернулся в Николаев, увлёкся мистикой Л. Шестова, отошёл от партийной работы[3]; занимался самообразованием, зарабатывал на жизнь частными уроками. В 1910 году, сдав экзамен экстерном, получил Аттестат зрелости и уехал в Европу. Был в Берлине, Париже, где познакомился с Луначарским[2]. В 1910—1914 годах обучался вольнослушателем на философском факультете Цюрихского университета. В Россию вернулся в 1914 году, работал в «Трудовой газете» (Николаев), с 1915 года — в газете «Волго-Донской край» (Царицын). После Февральской революции приехал в Петроград, где начал сотрудничать в газете «Русская воля» у Леонида Андреева, затем — журналист в Петроградском телеграфном агентстве[3]. После октябрьского переворота перешёл в большевистскую печать: с 1918 года редактировал ряд журналов («Красный офицер», «Всеобуч и спорт», «Красная типография»), одновременно заведовал отделом информации «Известий ВЦИК»[3], был начальником отдела печати Главного управления воинских учебных заведений[2]. В 1920 году (по декабрь) служил в Красной армии: заведовал Отделом печати Кубанско-Черноморского ревкома (Краснодар)[1], редакцией газеты «Красное знамя» Политотдела армии[2].

В 1921 году работал в Петрограде сотрудником профсоюзных организаций «Маховик», «Труд»; был корреспондентом газет, издававшихся советскими полпредствами в Берлине, Вене, Риге, Гельсингфорсе[2].

В 1922 году Лежнёв начал издавать «первый беспартийный литературно-общественный журнал» — журнал «Новая Россия». В первом номере журнала он написал:

«Свершилась великая революция, выкорчевала старые гнилые балки и, полуразрушив ветхий фасад дома, подвела под него железобетонный фундамент. Дом сейчас выглядит неприглядно, но просмотреть новую могучую социально-государственную основу могут лишь слепцы. Строительство идет и пойдет на новых началах, но новых не абсолютно. В этой новизне — великая историческая преемственность. Здоровые корни нового сплетаются со здоровыми корнями прошлого […] На синтезе революционной новизны и с дореволюционной стариной строится и будет строиться новая послереволюционная Россия»[4]