Ленский волок


Ле́нский во́локволок между реками Илимом и Леной, использовавшийся в XVII—XIX веках. Один из двух (наряду с Чечуйским волоком) маршрутов выхода на Лену, важный транспортный путь в освоении севера Сибири и Дальнего Востока.

Начинался от Илимского острога вверх по Илиму до правого притока — реки Казачьей. От верховий Казачьей по суше суда волочились до верховий Муки, затем спускались в её устье, где находилось Муцкое плотбище. Отсюда на плотах суда и грузы шли вниз по рекам Купе и Куте к Лене, где стоял Усть-Кутский острог.

По заселении берегов Муки и Купы необходимость в переноске судов по суше отпала, и грузы из Илимска отправлялись на подводах до Муцкого плотбища, где грузились на плоты, спускались таким образом до Усть-Кута и перегружались на другие суда.

Первым русским землепроходцем, прошедшим с Илима на Лену этим путём, считается Василий Бугор. Из Енисейска он проплыл по Ангаре, далее по Илиму, откуда поднялся вверх по Игирме. Из её верховий отряд перешёл волоком в реку Куту, по которой спустился на Лену[1].

По результатам его экспедиции в устье Куты был отправлен Иван Галкин. В отличие от Бугра, путь которого был севернее и длиннее, Иван Галкин с подсказки местного населения — эвенков, — воспользовался более коротким путём к Лене. В 1630 году он был на Илиме, где основал Илимский острог, а в 1631 году достиг устья Куты, где заложил Усть-Кутский острог.

Во второй половине XVII века по маршруту Ленского волока образовалась цепочка небольших (в один-два двора) деревень, на население которых была возложена повинность по обслуживанию волока. Например, в октябре 1746 года усть-кутскому приказчику из Илимска пришло подобное распоряжение: