Ленское объединённое речное пароходство


«Ленское объединённое речное пароходство» (полное название — Публичное акционерное общество «Ленское объединённое речное пароходство», ПАО «ЛОРП») — российская транспортная компания, штаб-квартира которой находится в Якутске. Играет большую роль в обеспечении грузоперевозок и северного завоза на северо-востоке России, прежде всего для Республики Саха (Якутия), а также Иркутской области, севера Красноярского края и Чукотки.

Судоходство по реке Лене играло важную роль для жизни всего огромного региона Ленского бассейна ещё с незапамятных времён. Так, считается, что тюркоязычные предки якутов в средние века проникали в центральную Якутию предположительно из района Прибайкалья именно по Лене — на плотах или каких-то других примитивных судах (либо, частично, пешим порядком по берегу).

По Лене же в основном проникли в район современного Якутска и далее на север первые русские землепроходцы, в числе которых основатель Якутска казачий сотник Пётр Бекетов. Казаки-землепроходцы XVII века, как правило, использовали для передвижения по рекам и плавания в море вблизи берегов кочи.

В 1861 году на реке Лене появился первый пароход, он назывался «Святой Тихон Задонский». В целом, со второй половины XIX века начинается история регулярного пароходства на Лене. Его основателем можно считать купца первой гильдии из Нижнеудинска Николая Егоровича Глотова (1834—1911). В 1888 году он обратился в казённые учреждения за поддержкой идеи срочного почтово-пассажирского пароходства на Лене. 14 (26) февраля 1894 года император Александр III это прошение «утвердить соизволил и повелел исполнить», тем самым создание на Лене срочного пароходства по линии Усть-Кут — Якутск было одобрено. В 1895 году, в год открытия Ленского почтово-пассажирского пароходства, Н. Е. Глотов владел четырьмя пароходами — «Пермяк», «Витим», «Якут», «Почтарь», буксирным пароходом «Работник» и шестью железными баржами (вместимостью: одна — 2 тыс., три — по 6 тыс., две — по 14 тыс. пудов). В 1907 году Н. Е. Глотов вместе с сыновьями Николаем и Константином организовал судоходное товарищество «Н. Н. К. Глотовы».

В начале XX века, кроме купца Глотова, срочными почтово-пассажирскими перевозками на Лене занималась и купчиха Анна Ивановна Громова, владевшая следующими судами: паровая шхуна «Лена», пароходы «Громов», «Сынок» и паровой катер «Вега», выкупленный у Российской полярной экспедиции в 1902 году[2], а также частное пароходство И. И. Минеева (3 судна) и некоторые другие. В середине 1910-х годов на Лене работало 40 судов, наиболее крупная компания Глотова имела 11 пароходов[3].

Н. Е. Глотов скончался 18 декабря 1911 года в городе Иркутске. После его кончины его сыновья успешно продолжали дело отца. После Октябрьской революции имущество компании «Н. Н. К. Глотовы» было национализировано советской властью и явилось основой для государственного предприятия «Ленское речное пароходство».