Летатлин


«Лета́тлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение искусства Владимира Татлина, осуществлённое им с бригадой помощников в 1929—1932 годах. «Летатлин» был сделан в трёх почти идентичных экземплярах, из которых, с некоторыми утраченными деталями, сохранился один (в настоящее время после реставрации находится в Третьяковской галерее). На начало 1990-х годов были известны три попытки реконструкции аппарата, имевшие целью передать его внешний вид, — в Стокгольме (экспонируется в Музее современного искусства), Берлине и Пензе.

Первое упоминание о «Летатлине» зафиксировано в 1912 году в записях Велимира Хлебникова, с которым Татлин, вероятно, поделился своими тайными мыслями на этот счёт. Однако идея создания орнитоптера, по предположению татлиноведа Анатолия Стригалёва, могла зародиться у художника ещё в детстве: в 1898 и 1900 годах в Харькове, в той же типографии, что и второе издание книги отца Татлина, вышла двумя изданиями книга Константина Данилевского «Управляемый летательный снаряд», которую юный Владимир Татлин почти наверняка читал[1].

В 1924 году Татлин намекнул о своём проекте Петру Митуричу. В 1926—1927 годах в Киеве художник, по воспоминаниям современников, изучал анатомию и полёты птиц и изготавливал детали будущего «Летатлина». В 1927—1930 годах, преподавая в московском Вхутеине, Татлин проводил опыты с гнутым деревом, занимался реорганизацией и техническим оснащением «Дерметфака» и подбирал будущих помощников в реализации проекта из числа студентов.[2]

В этот последний, наиболее важный период, Татлин говорил друзьям: «Я сделаю вещь, ну, не меньше Венеры Милосской»[3].

Несмотря на последующий фактический провал проекта («Летатлин» не летал), автор никогда не сомневался в его художественном значении. Во время последней, после многолетнего перерыва, встречи с Николаем Пуниным в 1947 году Татлин, по свидетельству Ирины Пуниной, говорил о своём орнитоптере «с темпераментом»[4].

Летательный аппарат как объект художественной конструкции мною выработан потому, что это наиболее сложная динамичная материальная форма, которая может войти в обиход советских масс как предмет ширпотреба... Летательный аппарат — форма, которая отвечает потребности момента в преодолении человеком пространства.[6]