Венера Милосская


«Вене́ра Мило́сская»[2] (фр. La Vénus de Milo, греч. Αφροδίτη της Μήλου) — древнегреческая скульптура, созданная в период эллинизма между 130 и 100 годами до н. э. Статуя изображает древнeгреческую богиню Афродиту (у римлян: Венера). Это одно из самых известных произведений античного искусства; восходит к традиции Праксителя[3]. Статуя, сделанная из паросского мрамора, более человеческого роста, её высота составляет 202 см. Это древнегреческий оригинал, а не позднейшая копия, как считалось ранее. Экспонируется в Музее Лувра в Париже (крыло «Денон», «Зал Венеры Милосской», № 345).

Венеру открыли 8 апреля 1820 года на острове Милос (Мелос) — одном из Кикладских островов в Эгейском море. Согласно наиболее распространённой версии греческий крестьянин по имени Йоргос Кентротас, возделывая поле, обнаружил на своей земле статую, разбитую на две части: торс без рук и задрапированную нижнюю часть, вместе с несколькими гермами (столбами, увенчанными головами). В период с 4 марта по 14 апреля 1820 года в бухте Милоcа стояло несколько кораблей французской левантийской эскадры, в том числе «Эстафетта» и «Лионна». Мичман с «Эстафетты» по имени Оливье Вутье принимал участие в открытии статуи и на месте сделал с неё рисунок[4][5]. Узнав о находке, генеральный консул немедленно написал маркизу де Ривьеру, послу Франции при Османской империи (во владении которой в то время находилась Греция) в Константинополе с предложением выкупить статую «для Королевского музея» в Париже, хотя агент консульства отозвался о ней скептически, как о скульптуре «немного изуродованной, со сломанными руками и двух столбах со скульптурными головами». Он беспокоился о том, стоит ли покупать статую[6].

После многих перипетий статуя была приобретена за 836 пиастров, которые были необходимы для того, чтобы перенести её на борт судна с «несколькими осколками мрамора и тремя колоннами к скульптурной голове». Затем «Эстафетта» начала свое путешествие по восточному Средиземноморью, остановившись 20 сентября в Пирее. После прибытия 23 декабря 1820 года в Тулон, предметы были перевезены по реке Сене в Париж, куда они прибыли в середине февраля следующего года. Mаркиз де Ривьер предложил статую королю Людовику XVIII во время аудиенции, данной ему 1 марта 1821 года во дворце Тюильри. Король принял подарок и предложил его для пополнения коллекций Лувра, но так и не поехал осмотреть статую[7].

Эта история описана по-разному в различных источниках. Не случайно в 1890 году С. Рейнах предупреждал, что к публикациям об обстоятельствах открытия статуи, в частности «к брошюре г-на Вотье, написанной через пятьдесят четыре года после событий явно усталым человеком, следует обращаться с большой осторожностью»[8]. В 1892 году была опубликована копия рисунка, сделанного с натуры Оливье Вутье в 1820 году, изображающего Венеру в виде двух отдельных частей и двух колонн со скульптурными головами на основаниях с надписями.