Бон Марше


«Бон Марше» (фр. Le Bon Marché, в переводе с фр. — «дешёвый рынок»[1]) — французский универмаг, расположенный в 7 округе Парижа. Первоначальное название — Au Bon Marché — универмаг носил в течение 151 года, вплоть до конца XX века, когда он получил своё текущее наименование в 1989 году.

Первый магазин Au Bon Marché был основан в 1838 году, нынешнее здание было построено в 1869 году. Семья из троих архитекторов, Луи-Огюста, Луи-Шарля и Луи-Ипполита Буало, неоднократно расширяла его, сотрудничая, в частности, с инженерами Арманом Муазаном и Гюставом Эйфелем.

Первый магазин Au Bon Marché был основан в 1838 году братьями Полем и Жюстеном Видо и представлял собой магазин с несколькими прилавками, где работали двенадцать сотрудников. В магазине было 4 отдела: галантерея, ткани, матрасы и зонты. В 1852 году они объединились с супругами Аристидом и Маргерит Бусико, которые начали преобразование магазина, а затем разработали новую концепцию универмага с широким ассортиментом, низкими ценами, указанными прямо на этикетке, непосредственным доступом к товару, возможностью возврата и с презентацией товара в торговом зале. В 1863 году семья Бусико выкупила акции братьев Видо, которых пугали бизнес-идеи пары.

В 1869 году, на волне коммерческого успеха, семья Бусико решила расширить магазин, доверив это архитектору Александру Лапланшу, для чего была выбрана территория бывшей богадельни. Первый камень был заложен 9 сентября 1869 г. Практически завершённые работы были прерваны осадой Парижа в 1870 года, во время которой здание служило центром распределения продуктов питания. Затем работа возобновилась, и 2 апреля 1872 года был открыт новый магазин. Но вскоре выяснилось, что магазин оказался слишком маленьким, и в том же году его начали достраивать. Архитекторы Луи-Огюст и Луи-Шарль Буало, сменившие Александра Лапланша, обратились к инженеру Арману Муазану для строительства здания (1870—1887). Гюстав Эйфель, которого обычно считают строителем Ле Бон Марше, вмешался в строительство в 1879 году, чтобы провести расширение, которое было признано не очень значительным.

Au Bon Marché вырос с оборота в 500 000 франков с площадью 300 м² и 12 сотрудниками в 1852 году до 72 миллионов франков, площадью 50 000 м² и 1788 сотрудниками в 1877 году. Это расширение магазина фактически связано с появлением нового социального класса: служащих, среднего класса, которые составят будущую клиентуру универмагов.