Либеньский мост


Либеньский мост — бетонный мост в кубистическом стиле через реку Влтаву в Праге, 15-й по течению в городе. Соединяет районы Голешовице и Либень. Мост открыт в 29 октября 1928 года к 10 годовщине создания Чехословакии, поэтому изначально планировалось название «Мост Масарика»[2]. Либеньский мост заменил собой временный деревянный мост, возведённый в 1903 году[3].

Мост спроектирован инженерами Франком Менцелем (арочная часть) и Дашком (рамовые конструкции, статический расчёт). Архитектурное убранство выполнено Павлом Янаком в кубистическом стиле как реакция на излишнюю декоративность модерна[3].

В 1901 году район Либень присоединён к Праге. На Влтаве начаты масштабные градостроительные работы вследствие размаха индустриализации пражских районов, речная пойма подверглась перепланировке. Необходимость связать промышленные районы предопределила появление моста. Появились Либеньский[чеш.] и Голешовицкий причалы[чеш.], которые отчасти заменили Карлинский[чеш.]. В том числе в 1903 году построен временный деревянный мост на месте будущего Либеньского. Конструкция оказалась сильно новаторской — по деревянному мосту проложена трамвайная ветка, пролеты достигали 40 метров, в том числе использована бетонная арка толщиной до 200—260 мм и пролётом 17 метров. Модель этого моста хранится в Национальном техническом музее и выставляется на архитектурных фестивалях[4][5].

Длина моста составляет 370 м, а если вместе с земляной рампой на стороне Голешивице — 780 м. Сооружение имеет пять сводчатых пролётов от 28 до 42 м, а также пролеты с несущей рамой[3][5].

Мост продемонстрировал ряд значимых технических решений, например, разделение арочных пролётов на четыре полосы. Несколько пролётов выполнены в виде трёхшарнирных арок из простого бетона без арматуры. Пятки этих арок лежат на консольных выступах 3—4,5 метров. Интерес представляют переходы от рам к аркам, а также закрепленные консольно лестницы по краям моста[3][5].