Линбао


Линбао (кит. упр. 靈寶派 / 灵宝派, пиньинь Líng Bǎo Pài, палл. Лин бао пай), иначе Школа Волшебной Яшмы или Школа Духовной Драгоценности — одна из основных школ даосизма, возникшая в Китае во времена династий Цзинь (265—420) и Лю Сун в начале V века. Школа Линбао существовала около двухсот лет, и после этого во времена династии Тан растворилась в школе Шанцин. Учение Линбао является синтезом религиозных идей школы Шанцин, ритуалов Школы Небесных Наставников и буддийских практик.

Название Линбао интерпретируется как «драгоценность (священный объект), в которую материализуется (спускается) дух» Лин характеризует уникальное небесное явление, а бао - его земную материализацию, обладание которым в частности подтверждает легитимность императоров и князей. [1].

Отличительной особенностью Линбао является заимствование многих положений буддизма, в частности идеи перерождения и элементов космологии. Несмотря на включение в учение понятия реинкарнаций, школа Линбао сохранила учение о бессмертии. Пантеон школы Линбао — тот же самый, что в школе Шанцин и в Школе Небесных Наставников. Однако ритуал стал меньше опираться на индивидуальную практику, а более — на коллективные обряды. Наиболее известное из сочинений школы Линбао — Уфуцзин (Пять Талисманов), в основе которой лежат работы по даосской алхимии Гэ Хуна, обработанные Гэ Чаофу. Хотя школа Линбао прекратила существование, другие школы переняли от неё буддийские практики и различные элементы учения.

Началом школы Линбао считается получение Гэ Чаофу сочинений Линбао, около 400 года.Гэ Чаофу был внучатым племянником Гэ Хуна, а сочинения, которые получил Гэ Чаофу, относятся к брату деда Гэ Хуна Гэ Сюаню (164—244)[2]. Гэ Чаофу передал сочинения дальше двум своим ученикам, после чего они быстро стали популярны[3]. В 471 Лу Сюцзин составил каталог сочинений Линбао, привёл в порядок и переорганизовал ритуалы школы. Это создало солидную базу, которая привела к мощному развитию школы в последующие столетия[4].

Даосский энциклопедист Лу Сюцзин (406—477), подбирая литературу Линбао и других школ, собрал коллекцию, которая стала первой версией даосского канона, на базе этой коллекции произошло возрождение школы Шанцин, расцвет которой начался около 500 года, тогда патриарх Тао Хунцин продолжил работу Лу Сюцзина, упорядочил пантеон школы Линбао, переняв его в школе Шанцин.

Однако во время династии Тан влияние Линбао уменьшилось, и значительно возросла роль школы Шанцин, которая переняла многие практики Линбао. Шанцин была широко принята аристократией и получила прочное положение при танском дворе.[5]