Линейные крейсера типа «Индефатигебл»


Тип «Индефа́тигебл» (англ. Indefatigable class, пр. [ˌɪndɪˈfætɪgəbl][1], букв. — «Неутомимый») — серия британских линейных крейсеров. В некоторых русскоязычных источниках упоминается в ошибочной транскрипции «Индифетигейбл». Вторая серия линейных крейсеров Великобритании, тип «Индефатигебл» был спроектирован для кораблестроительной программы 1908 года и представлял собой дальнейшее развитие линейных крейсеров типа «Инвинсибл», отличаясь от них удлинённым корпусом и оптимизированным расположением башен главного калибра. Всего в 19091913 годах были построены три корабля этого типа. Два из них строились на деньги Австралии и Новой Зеландии, предназначаясь для их флотов, но последний был по завершении передан КВМС Великобритании, и лишь «Австралия» вошла в состав КВМС Австралии, став единственным капитальным кораблём в их истории.

Хотя лорд Фишер и соглашался с мнением своих офицеров, что линкор остаётся основной силой флота, сам он считал, что стоит строить только крейсера, подобные «Инвинсиблу». Столкновение различных точек зрения привело к появлению проекта корабля, являвшегося предвестником быстроходных линкоров. Ещё до закладки «Инвинсиблов» при рассмотрении вариантов серии линкоров «Беллерофон» был предложен вариант «Дредноута» с увеличением скорости до 25 узлов (сохранился только вариант X4, но, скорее всего, были и X1—X3). Водоизмещение при этом выходило больше 22 000 т, и Совет Адмиралтейства отверг такой дорогостоящий проект, считая, что трёх запланированных «Инвинсиблов» и так достаточно[2].

В рамках подготовки программы 1907—1908 года был подготовлен ряд проектов усовершенствованного «Инвинсибла». Основным внешним изменением было увеличение длины корабля, чтобы разнести бортовые башни по длине с целью получения лучших секторов обстрела. Проекты, представленные на рассмотрение совета 20 ноября 1906 года, имели те же восемь 305-мм 45-калиберных орудий и 16 102-мм противоминных, что и на «Инвинсибле». Силовая установка планировалась той же, поэтому скорость, по сравнению с «Инвинсиблом», упала. В варианте «A» бронирование осталось тем же, остальные варианты получили более толстый пояс. На следующий день были рассмотрены варианты с 305-мм 50-калиберными орудиями. В конечном счёте был разработан вариант «E», в котором вернулись к требованию получения скорости в 25 узлов. 19 декабря 1906 года он был утверждён, и началась его детальная проработка[3].