Лин, Дэвид


Сэр Дэвид Лин[4][5][6] (англ. David Lean; 25 марта 1908, Кройдон — 16 апреля 1991, Лондон) — британский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и монтажёр, широко признанный мастер мирового кинематографа[7][8]. Вошёл в десятку лучших режиссёров мирового кино по результатам опроса современных режиссёров Британским институтом киноискусства[9].

Родился 25 марта 1908 года в Кройдоне, пригороде Лондона, в обеспеченной семье квакеров[10]. Родители запрещали Лину посещать кинотеатр, когда тот был ребёнком[11].

Родители настояли на том, чтобы он начал учиться на бухгалтера, но он решил посвятить себя кинематографу, где начинал с должности посыльного[10]. В 1927 году нашёл работу на киностудии, работал помощником режиссёра, затем стал монтажёром. В 1934 году дебютировал как монтажёр полнометражного фильма в ленте «Свобода морей» (Freedom of the Seas). К 1942 году Лин успел поработать в более чем двадцати фильмах и имел хорошую репутацию как монтажёр.

Первая режиссёрская работа — фильм «В котором мы служим» (1942), поставленный совместно с драматургом и режиссёром Ноэлом Кауордом[12]. В этой работе, посвящённой будням экипажа военного корабля, он вывел на экран простых людей без идеализации и романтического налёта[10]. После этого Лин в 1944—1945 годах экранизировал три пьесы Кауарда, в том числе премированную на Каннском кинофестивале 1946 года «Короткую встречу». По оценке французского киноведа Андре Базена, это была одна из картин, которая знаменовала «возрождение» английского кино. Первоначально он отмечал, что в ней сказалось влияние эстетики «школы английского документального кино» (Джон Грирсон, Альберто Кавальканти, Пол Рота), но позже пересмотрел свои взгляды в отношении прямой преемственности. Подчёркивая её реализм, Базен отчасти сближал её с послевоенным итальянским неореализмом и с таким значительным представителем этого течения как работа Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» (1948).«Англичане сумели, не порывая с методами и историей европейского и американского кино, соединить самый изысканный эстетизм с достижениями определённо реалистического плана. Нет ничего более выстроенного, более согласованного, чем „Короткая встреча“, создание которой немыслимо без самых современных возможностей киностудии, без умелых и именитых актеров; и все же нельзя себе представить более реалистического изображения английских нравов и психологии», — писал Базен[13]. Индийский кинорежиссёр Сатьяджит Рей также крайне высоко оценивал эту картину и назвал её самой значительной британской работой того периода: «Фильм отличался впечатляющей свежестью, которая исходила от экстраординарного творческого почерка Лина, от того, как он раскрывал самые интимные и загадочные черты человеческих характеров в трогательном исполнении Селии Джонсон и Тревора Ховарда. И самое главное — это был воистину британский фильм»[14].