Липпо Ванни


Липпо Ванни (итал. Lippo Vanni, упоминается в 13411375 годах, работал в Сиене) — итальянский художник Сиенской школы.

Липпо Ванни являлся братом Андреа Ванни, и так же, как его брат, был не только художником, но и политиком, занимавшим несколько должностей в сиенском правительстве и входившим в состав сиенского Совета Двенадцати. В сиенских архивных документах его имя впервые упоминается в 1344 году, когда госпиталь Санта-Мария делла Скала заказал ему иллюстрации в книге хоралов. Потом эта история приняла детективный оборот: Липпо забрал эту книгу себе и заложил её, так что владельцу, госпиталю Санта-Мария дела Скала, пришлось возвращать манускрипт с помощью судебного ордера и солдат. Сегодня трудно сказать, с чем связана эта история, вряд ли Липпо был примитивным вором, скорее ему просто не удалось договориться об устраивающей его цене за свою работу.

Липпо Ванни вырос на сиенской художественной традиции начала треченто. В своих работах он демонстрирует сильное влияние Липпо Мемми, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и Никколо ди Сер Соццо. Он занимался миниатюрой, станковой живописью и фреской. Ранние произведения Липпо — это почти исключительно миниатюры к манускриптам. Среди них можно назвать Книгу хоралов «Либро деи Конти Корренти» (1345 г. Сиена, собор), «Градуал» для Колледжата в городке Казоле д’Эльза (1345—1350 годы), «Антифонарь Берри» (Кембридж, музей Фогга). Работы, которые приписываются Липпо Ванни в 1350-60 годах, включают «Мадонну с младенцем» (Перуджа, Национальная галерея Умбрии), миниатюры к семинарской книге хоралов (Сиена, Семинария Понтифика Пия XII), манускрипт «Антифонарь» (Сиена, собор) и фреску «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми» в капелле Мартиноцци базилики Сан Франческо, которая выполнена так, словно это обычный алтарный полиптих с золоченой деревянной рамой, пределлой и прочими деталями. В 1358 году Липпо Ванни для монастырской церкви Санто Доменико э Систо в Риме создал триптих, посвященный святой Аурее. На нём он изобразил Мадонну с младенцем, святыми Доменико и Систо, и ангелами. У ног Мадонны художник изобразил прародительницу рода человеческого Еву, возле которой корчится змей искушения. Уникальное произведение со столь необычной иконографией имеет точную дату и подпись художника «LIPPUS VANNIS DE SENIS ME PINXIT SUB A.D. VCCCLVIII».