Литературный процесс


Литературный процесс (литпроцесс, иногда литературное[1]) — жизнь и развитие литературы определённой страны или эпохи во всей совокупности её явлений и фактов или многовековое развитие литературы в её всемирных масштабах. Во втором случае процесс составляет предмет сравнительно-исторического литературоведения, так как является отражением процесса культурного[2] и социального.

Сам термин появился относительно недавно, уже в XX веке, а популярность обрел ещё позднее, в 50-х — 60-х годах. До этого обращалось внимание на какие-то отдельные стороны литературных взаимосвязей, но в своей целостности литературный процесс не осмысливался[3]. В XIX веке использовались термины литературная эволюция, литературная жизнь[4].

Стадии развития литературного процесса хорошо прослеживаются в романских и западноевропейских странах, где выделяются литературы древние, средневековые, и литературы нового времени с их собственными этапами (барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм).

Древняя и средневековая литература характеризовались распространённостью произведений с внехудожественными функциями (ритуальные, информативные, деловые, религиозно-культовые). Наблюдалось преобладание устных преданий над произведениями письменного характера. Новое время отличается приятием литературы как художественного явления, письменность становится доминирующей над словесным искусством, актуализируется индивидуальное авторство.

Стадии литературного процесса обычно соответствуют тем этапам истории человечества, которые четко проявлялись в западноевропейских странах и особенно ярко — в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и литературы Нового времени с их собственными этапами[5].

Тип художественно-литературного сознания — это свойственная определённой исторической эпохе система представлений о соотношении этического и эстетического начал, о функциях литературы в жизни общества и человека, составе литературы, её специфике в ряду других форм общественного сознания и других видов искусства, об отношении литературы к фольклору, о специфике литературного творчества и природе слова. Тип художественно-литературного сознания характеризуется определённым уровнем развития осознанного художественного вымысла и осознанного литературного авторства, отношением к традиции и способом её передачи, определённым пониманием природы условности (как соотношения мира литературы с реальной действительностью и потусторонним миром) и соотношения формы и содержания, уровнем развития литературного самосознания, пониманием сущности рода и жанра, трактовкой понятия «язык литературы»[8].