Литургика


Литу́ргика — богословская дисциплина, изучающая христианское церковное богослужение, где главное место занимает Божественная Литургия.

Богослов архимандрит Киприан (Керн) разделял литургику на три части: церковный устав, историческая литургика и литургическое богословие.

Первые толкования на христианские богослужебные обряды появляются ещё в период неразделенной Церкви. Они принадлежат св. Исидору Гиспальскому, Валафриду Страбону, Амаларию Мецскому и др. Данные толкователи опирались в том числе на сведения об историческом происхождении описываемых обрядов.[1]

Первые попытки систематизировать данные различных типиконов можно найти в работах Никона Черногорца (XI век), который написал два крупных сборника по различным вопросам церковной практики, в первую очередь каноническим и дисциплинарным. Пытаясь согласовать различные источники, Никон Черногорец проделал определенную научную работу, что позволило, например, И. Д. Мансветову при исследовании практики постов православной Церкви опираться на трактаты Никона, как на один из основных источников.[2] Некоторые литургические наработки можно найти также в работах византийских канонистов XII века (Вальсамона и других).

К этому времени в Западной Церкви начинают появляться систематические литургические толкования и комментарии, среди которых наиболее известен трактат «Изъяснение божественных служб» Вильгельма Дуранда.[1]

В XIV—XV веках получила развитие и православная литургика, когда из под пера св. Никифора Ксанфопула, св. Николая Кавасилы и свт. Симеона Солунского выходят систематические толкования и комментарии на православные богослужебные обряды. Затем следует короткий всплеск литургической мысли в связи с проведением Ферраро-Флорентийского собора, после чего исследования резко обрываются в связи с падением Константинополя. Греческие авторы хотя делали некоторые попытки научного рассмотрения истории богослужения и его сравнения с латинской традицией, тем не менее в целом следовали принципу символического толкования, ставшим главной чертой византийской литургической мысли.