Литургия в Англиканской церкви


Литургия (оригинальные названия англ. Holy Communion (Святое Причастие), англ. Lord's Supper (Вечеря Господня, раньше переводилось как обедня, в противовес мессе), сейчас часто называется англ. Holy Eucharist (Святая Евхаристия)) — богослужение Англиканской церкви, во время которого совершается таинство евхаристии.

В ходе английской Реформации понимание литургии существенно изменялось несколько раз. «Книга епископов» (1537) и «Шесть статей» (1539) сохраняли католический взгляд на мессу: признавалось пресуществление, причащение мирян только под одним видом, дозволялись частные мессы. Непризнание «Шести статей» приравнивалось к преступлению, наказание за которое варьировалось от штрафа или тюремного заключения до смертной казни. Такое положение сохранялось до смерти Генриха VIII.

В царствование Эдуарда VI Англиканская церковь решительно порвала с католическим наследием. Томас Кранмер разработал на основе латинских богослужебных книг (Миссал, Бревиарий, Ритуал и проч) единую богослужебную книгу для Церкви Англии — Книгу общих молитв (первый вариант — 1549, второй исправленный — в 1552 году). В том же 1552 году Кранмер завершил работу над вероучительным документом — «Сорока двумя статьями», содержавшим догматическое обоснование произошедших богослужебных изменений. «42 статьи» получили одобрение Эдуарда VI в 1553 году, но так и не были введены в действие. После смерти короля его преемница Мария Тюдор восстановила богослужебные чинопоследования в том виде, в каком они существовали на момент Генриха VIII, а затем воссоединила Англиканскую церковь с Католической.

После смерти Марии её сестра Елизавета I вновь ввела в действие Книгу общих молитв 1552 года (1559), сделав её обязательной Актом о единообразии. Догматическое изложение учения Англиканской церкви было завершено изданием в 1563 году «Тридцати девяти статей».

Таким образом, Англиканская церковь в «39 статьях» утверждает действительность евхаристии как таинства и реальное причащение верных Тела и Крови Христовых. Вместе с тем, «39 статей» не содержат удовлетворительного догматического объяснения таинства, лишь отвергая (бескровная жертва, теория соприсутствия) или, мягче, не принимая католические представления (пресуществление). Такой подход позволяет мирное сосуществование в рамках Англиканской церкви различных трактовок евхаристии: пресуществление (по букве «39 статей» оно не принимается, но не отвергается), соединение в таинстве (консубстанция), воспоминание. Англиканское понимание евхаристии, таким образом, оказывается сложным симбиозом католических и лютеранских представлений, причём буква «39 статей» оставляет достаточно широкое поле для различных не всегда согласующихся друг с другом богословских теорий. При всём этом «Книга общих молитв», появившаяся практически одновременно с «39 статьями», жёстко определяет и точно предписывает форму и букву англиканских богослужений, в том числе литургии.