Маль, Луи


Луи Маль (фр. Louis Malle; 30 октября 1932, Тюмри, Франция — 23 ноября 1995, Лос-Анджелес, США) — французский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и кинооператор. Часто упоминается в связи с кинематографическим движением «Французская новая волна», однако его принадлежность к «новой волне» спорна.

Родился во Франции в местечке Тюмри, (департамент Нор) в состоятельной семье, пятым из семи детей. Изучал сначала политологию, затем кинематограф. В 1950-1952 годах учился в Институте политических исследований, но потом решил стать кинематографистом. В 1953 году поступил в Высший кинематографический институт[fr], в Париже. В кино практиковался у Жак-Ива Кусто — принял участие в двухлетней экспедиции на корабле «Калипсо», где приобрёл практические кинематографические навыки. Результатом стал фильм «В мире безмолвия» (1956), снятый совместно с Кусто. Фильм получил высочайшие награды — «Оскара» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Луи Малю было всего 24 года. В том же 1956 году Маль работал ассистентом у Робера Брессона на съёмках фильма «Приговорённый к смерти бежал». Как отмечал впоследствии Луи Маль: «Не думаю, что Брессон на меня повлиял, но я желаю, чтобы так было»[5].

Первым самостоятельным фильмом Маля как режиссёра был «Лифт на эшафот» (1958). Следующий фильм — «Любовники» (1958), с Жанной Моро в главной роли — спровоцировал волну прений и споров из-за сексуального контекста и тем, которые тогда ещё были табу. Некоторые следующие фильмы Маля также затрагивают табуированные темы: в фильме «Блуждающий огонёк» (1963) главный герой склонен к суициду, в фильме «Шум в сердце» (1971) случается инцест между матерью и сыном, а фильм «Лакомб Люсьен» повествует о сотрудничестве французов с фашистской Германией во время второй мировой войны.

Несмотря на успехи в игровом кино, продолжал работать в жанре документального кино. В 1969 году выпустил фильм «Калькутта, призрачная Индия», в 1970-х годах сделает ленту о рабочих завода «Ситроен». В интервью для документального фильма «Луи Маль» (2002) сценарист Дэвид Хейр говорил: «Его больше интересовала действительность, нежели само творчество. Неслучайно самые талантливые его фильмы наполнены действительными событиями, которые он переиначивал на свой лад. И неслучайно Маль оказался таким замечательным документалистом. Его наблюдательности можно было позавидовать». Живя и путешествуя в США, снял примечательные документальные картины: «Страну бога» — об американской глубинке и «В поисках счастья» — о людях, приехавших в США из разных точек планеты.

В 1970-х Маль жил и работал параллельно во Франции и США (в Голливуде). Последний фильм режиссёра — «Ваня на 42-й улице» (1994) — основан на пьесе Чехова «Дядя Ваня». Среди актёров и ассистентов, с которыми работал Луи Маль: Брижит Бардо, Жанна Моро, Сьюзан Сарандон, Фолькер Шлёндорф, Марчелло Мастроянни.

С 1980 года и вплоть до своей смерти Луи Маль находился в браке с американской актрисой Кэндис Берген.