Лурианская каббала


Новизна учения Лурии заключается в том, что по его учению, мир появился в результате катастрофы, которая последовала за попыткой творения. Божественные лучи были рассеяны и претерпели искажение. Лурия ввёл новые понятия в каббалу. Такие, как цимцум (сжатие Бога), швират ха-келим (разрушение сосудов света), техиру (пустота), тиккун (исправление) и др. Лурианская каббала оказала огромное влияние на все еврейские мистические учения и движения в последующие века, прежде всего на саббатианство и хасидизм. В учении Лурии приветствуется рассеянность еврейских диаспор по всему свету, подобно рассеянным божественным искрам, поскольку тем самым обеспечивается соблюдение тиккун со всех сторон земли. Идея трагедии в божественном начале сравнивается с трагедиями еврейского народа во время падения Храма. Лурианская каббала принесла евреям более оптимистический взгляд на их тогдашнее существование.

Несмотря на то, что сохранилась пара рукописей Лурии, где он комментировал Зогар, он никогда не писал книги. Он говорил: «Я с трудом могу открыть рот, чтобы описать чувства, которые переполняют меня. Это как будто море разрушает дамбы и затопляет всё. И поэтому — как я могу передать то, что моя душа испытала?»

По мнению Лурии, безличный Бог-Эйн соф инициировал процесс Цимцум, чтобы высвободить участок для Иного, ибо прежде он занимал все пространство. «Пустой круг», возникший после цимцума, воображался как круг, охваченный Эйн Софом. Эту пустоту Лурия называет на арамейском Техиру (пустота). И в него начали просачиваться «лучи» Бога, позже ставшие сфирот. Когда божественный свет начал литься в «пустоту» (техиру), он начал рисовать круги и форму, тем самым приводя части сфирот в движение.

Вначале их нельзя было отличить, так как в Боге абсолютно соразмерно существовали как Хесед (Милость), так и Дин (Строгий Суд). Последний в дальнейшем станет рассматриваться как первоначальный источник зла наряду с Гневом.

Далее в «пустой круг» проникает особая «тонкая черта» божественного света, которая примет форму Адама Кадмона — изначального человека (не Библейский Адам). Следующим этапом станет эманация сфирот через Адама Кадмона. Высшие сфироты: Кетер (Венец), Хохма (Мудрость) и Бина (разум) произошли из «носа», «глаз» и «ушей» Адама Кадмона. Но потом случится катастрофа, которая отделит сфироты друг от друга так, что их нужно было держать в особых «сосудах». Эти «сосуды», конечно, не были материальными, а представлялись как что-то вроде сгущенного света, служившего «оболочкой» (ивр. כלים‎: келим) для более тонкого света сфирот.