Лучше не бывает


«Лу́чше не быва́ет» (англ. As Good as It Gets) — романтическая трагикомедия 1997 года режиссёра Джеймса Брукса. Сценарий фильма написан Марком Эндрюсом и Джеймсом Бруксом.

Актёры, исполнившие главные роли в фильме, — Джек Николсон и Хелен Хант — получили от Американской киноакадемии статуэтку «Оскар» в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» соответственно, а также множество престижных наград на международных кинофестивалях.

В списке «500 величайших фильмов всех времён», составленном журналом Empire — «Лучше не бывает» занимает 140-ю позицию[2].

Фильм о Мелвине Юделле (Джек Николсон), вспыльчивом писателе, страдающем синдромом навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство), который из-за своих болезненных состояний вынужден замкнуться в мире, ограниченном его домом с роялем, на котором он играет для себя, и книгами, которые он пишет для многочисленных почитателей его таланта. Мелвин успешный писатель (пишет романы о любви), богатый одиночка, он живёт в дорогом престижном доме в центре Нью-Йорка, на Манхэттене. Но ему очень трудно даётся общение с людьми в связи с его болезнью. Из-за болезни он не всегда может контролировать свои импульсивные поступки (так, он впадает в ярость, увидев, как в коридоре собачка соседа справляет нужду прямо напротив его квартиры и в порыве гнева он хватает собачку и выбрасывает её в мусоропровод).

Его поведение состоит из вынужденных ритуальных действий, продиктованных навязчивой болезнью, боязнью микробов, а также силой привычек — он моет руки всегда только новым куском мыла, всегда носит перчатки, никогда не прикасается к людям и предметам. Болезнь вынуждает его обходить на тротуаре все пятна, рисунки и даже фрагменты, выложенные брусчаткой или кирпичами, при этим особенно трудно ему даётся перешагивание через бордюр и трещины в асфальте. Он старается не наступать на поребрик тротуара и старательно обходит коврики и дорожки у входов в дома и квартиры.

Иногда его привычки приводят к конфликту с незнакомой реальностью, и тогда он нервничает и грубит окружающим, и за это его ругают, зовут полицию, выгоняют из ресторана под аплодисменты посторонних людей, которые ничего не знают о его болезни. Поэтому он вынужден отступать и уходить от людей. Из-за очень странного поведения, а также из-за мизантропии и гомофобии, Мелвина не любят и соседи по дому на Манхэттене, а также другие люди, с кем он вынужден общаться. Болезнь вынуждает его ограничивать круг общения. Он каждый день обедает в одном и том же ресторане, за одним и тем же столиком, используя только одноразовую посуду, которую он приносит с собой из-за своей патологической боязни микробов. Одинокий и непонятый больной человек, он заполняет свою жизнь творчеством в уюте своего дома: играет на рояле и продолжает сочинять романы о любви.