Люди Писания


Лю́ди Писа́ния (араб. اهل الكتاب‎ [ахль аль-китаб]) в исламе — последователи иудаизма (яхуди) и христианства (насара), а также сабии (саби’ун), которые считают Божественными Писаниями имеющиеся у них книги Таурат (Тора), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие). Некоторые относят к «Людям Писания» и зороастрийцев[1]. Термином «люди писания» мусульмане отделяют их от язычников. В Коране этот термин употребляется несколько раз[2].

Ислам строго запрещает мусульманам оскорблять или покушаться на жизнь, имущество, честь и достоинство людей Писания[1]. Находясь в исламском государстве, они имели право свободно исповедовать свою религию. Взамен этого они как зимми должны были платить специальный налог (джизья)[1], в то время как мусульмане выплачивали закят.

Мусульманам разрешено иметь родственные связи и деловые отношения с людьми Писания. Мусульмане-мужчины могут жениться на христианках и иудейках, но мусульманкам выходить замуж за любого немусульманина запрещено[1].

Коран и сунна подвергает людей Писания осуждению со стороны Аллаха за то, что те не приняли последнего пророка Мухаммада, исказили свои священные книги, отошли от принципов строгого монотеизма и т. д. Исламская доктрина не считает их религии истинными и спасительными[1].

В исламе иудеи обозначаются термином яхуд (араб. يهود‎). Этот термин появляется в Коране в мединский период и означает иудеев, которые были современниками пророка Мухаммада или иудеев вообще. Обычно иудеи стоят рядом с христианами[3][4][5][6]. До Медины (Ясриба) употреблялось в основном обозначение «сыны Израилевы» (бану Исра’ил)[7].

В Коране отразилось двоякое отношение к иудеям. С одной стороны, они придерживались тех же принципов единобожия, что и мусульмане, а ислам как бы очищал и восстанавливал строгое единобожие, утерянное иудеями. В мекканский и в начале мединского периода пророчества Мухаммада предполагал найти среди иудеев, составлявших значительную часть населения Медины и многих североаравийских оазисов, соратников и последователей. Коран содержит обращение к иудеям, как к близким по духу людям[7]. Однако мединские иудеи не признали пророческую миссию Мухаммада, встретили его с недоверием и насмешками. Вступив в союз с курайшитами, иудеи открыто враждовали с Пророком, в результате чего в первые годы хиджры произошёл ряд стычек с мединскими иудеями, приведших к изгнанию из Медины членов племён кайнука’, курайза и надир, а затем к военным походам против иудейских центров Хайбар, Фадак и др. Вражда с аравийскими иудеями также отразилась в Коране. В религиозном плане в мединский период пророк Мухаммад все острее ощущал и воспринимал ислам как отдельную религию, отличную от иудаизма и христианства. Тогда и появляется обвинение иудеев в обожествлении ‘Узайра (Ездры)[6].