Лян Цичао


Лян Цичао (кит. трад. 梁啟超, упр. 梁启超, пиньинь Liáng Qǐchāo[Комм. 1]; 23 февраля 1873 — 19 января 1929) — китайский философ, историк философии, учёный, литератор, государственный и общественный деятель, один из лидеров либерального реформаторского движения в Китае конца XIX — начала XX века (так называемые «Сто дней реформ»). Ученик известного философа Кан Ювэя, автор первой его биографии (1901). Отец известного китайского архитектора Лян Сычэна; трое сыновей Лян Цичао стали членами Китайской академии наук.

Происходил из небогатой помещичьей семьи; в 16-летнем возрасте получил вторую конфуцианскую степень цзюйжэнь. После провала на столичных экзаменах 1895 года не пытался более удостоиться высших конфуцианских учёных степеней. В 1896—1897 годах в Шанхае и Хунани занимался просветительской деятельностью; во время Ста дней реформ удостоился аудиенции императора и получил назначение главой школы переводчиков в Пекине. В 1898—1912 годах находился в эмиграции, долго жил в Японии, побывал в Австралии и США. В научно-публицистических работах этого периода стремился синтезировать идеи китайской философии с западным либерализмом, что привело к разрыву с его учителем Кан Ювэем. После Синьхайской революции занял пост министра юстиции в правительстве Юань Шикая (1913), был одним из создателей Демократической партии (Миньчжу дан), вошедшей затем в состав Прогрессивной партии (Цзиньбу дан), на основе которой было созвано правительство. После попытки реставрации монархии, в 1916 году перешёл в стан республиканцев, занял пост начальника генерального штаба Армии защиты республики. После смерти Юань Шикая был министром финансов в правительстве Дуань Цижуя, во время переворота Чжан Сюня 1917 года участвовал в его подавлении. Входил в состав китайской делегации на Парижской мирной конференции; после подписания Версальского договора занял резко антизападную позицию. После начала дискуссии о социализме 1920 года поддержал её основателя — Чжан Дунсуня, однако считал социализм идеалом далёкого будущего, при этом утверждал, что современная материальная цивилизация потерпела крах. После революции перешёл к апологетике конфуцианства как идеологии социальной стабильности и справедливого равенства возможностей, подобно Кан Ювэю, выступал за превращение конфуцианства в государственную религию.