Лёгкие крейсера типа «Бруклин»


Лёгкие крейсера типа «Бруклин» — тип лёгких крейсеров флота США времён Второй мировой войны. Всего построено 9 кораблей: «Бруклин» (CL-40 Brooklyn), «Филадельфия» (CL-41 Philadelphia), «Саванна» (CL-42 Savannah), «Нэшвилль» (CL-43 Nashville), «Феникс» (CL-46 Phoenix), «Бойсе» (CL-47 Boise), «Гонолулу» (CL-48 Honolulu), «Сент-Луис» (CL-49 St. Louis), «Хелена» (CL-50 Helena).

ВМС США начали разработку новых проектов лёгких крейсеров в 1930 году. Решение было вынужденным, поскольку американские адмиралы предпочитали тяжёлые крейсера с 203-мм артиллерией, однако их строительство было ограничено Лондонским договором 1930 года. По условиям договора США могли построить после 1930 года только два тяжёлых крейсера, поэтому флоту пришлось довольствоваться крейсерами со 152-мм артиллерией[2].

Следует заметить, что командование ВМС США не было удовлетворено характеристиками американских тяжёлых крейсеров первого поколения, которых на флоте называли «жестянками» из-за слабой защищённости. Бытовало мнение, что в пределах 10 000 тонн возможно создать сбалансированный корабль с артиллерией 152 мм, достаточно защищённый и способный выиграть бой с тяжёлым крейсером за счёт большей скорострельности[2].

К ноябрю 1930 года было подготовлено пять вариантов проектов лёгкого крейсера. Их водоизмещение колебалось от 6000 до 10 000 тонн, вооружение — от шести до пятнадцати 152-мм орудий, скорость у всех вариантов составляла 32,5 узла. Считалось, что количество крейсеров следует предпочесть качеству, но проект 6000-тонного крейсера рассматривался слишком слабым[3]. 21 января 1931 года Генеральный совет флота принял решение вести дальнейшие разработки на основе проекта № 2. Его стандартное водоизмещение составляло 9600 тонн, вооружение из двенадцати 152-мм орудий, восьми 127-мм и шести торпедных аппаратов. Дальность плавания должна была достигать 10 000 миль при ходе 15 узлов[3].

Первый эскизный проект будущего «Бруклина» был представлен 22 января 1932 года. Он был выполнен на основе чертежей тяжёлого крейсера «Нью-Орлеан» и весьма напоминал его внешне[4]. Отказ Конгресса США утвердить кораблестроительную программу 1933 финансового года привёл к затягиванию разработки[5]. Следующие эскизные проекты появились к концу 1932 года и отличались, главным образом, расположением авиационного оборудования. Чуть позднее был представлен и третий эскизный проект с 12-ю 152-мм орудиями, а также 127-мм и 28-мм зенитными пушками. Проект считался сбалансированным и вероятно был бы утверждён, если бы в начале февраля 1933 года не были получены сенсационные сведения из Японии[5].