Магнитиздат


Магнитиздат (сокращение от «магнитофонное издательство»), реже магиздат[1][2] — неофициальная запись и распространение магнитофонных записей (бобины, кассеты) в СССР[3][4]. Советизм «магнитиздат» образован по тому же принципу, что и «самиздат» («самостоятельное издательство») и «тамиздат» (от слова «там» — зарубежные издания). Эти определения и явления были тесно связаны между собой. Если в 1960-е — 1970-е годы в СССР при помощи магнитиздата распространялись в основном бардовские песни, то в 1980-е годы широкое распространение получила рок-музыка (рок-издат).

Неофициальная «кассетная культура» существовала не только в СССР и странах социалистического блока, но и в капиталистических странах, где это явление не было связано с цензурными ограничениями.

В СССР бытовые магнитофоны стали доступными примерно со второй половины 1950-х — начала 1960-х годов. Лёгкость копирования магнитных записей позволила почти неограниченно распространять произведения, не одобрявшиеся официальной идеологией, но популярные в народе: песни бардов и первых полуподпольных рок-групп, западную популярную музыку, неофициальные выступления писателей, лекции по уфологии, передачи «вражеских голосов» и т. п.[5][6] Со временем магнитофоны вытеснили с рынка кустарную грамзапись — грампластинки, записанные на использованной рентгеноплёнке вне государственного контроля («музыка на рёбрах», «рентгениздат»). В 1960-е — 1970-е годы в СССР при помощи магнитиздата распространялись в основном бардовские песни. В 1980-е годы широкое распространение получило явление записи, тиражирования и распространения альбомов рок-музыки (рок-издат)[7]. Первоначально записи осуществлялись при помощи бытовых магнитофонов с примитивным музыкальным оборудованием, без необходимых технических навыков и участия специалистов в области звукорежиссуры, что негативно сказывалось на качестве звука[8]. Записи могли осуществляться во время проведения концертов, в том числе и во время филармонических выступлений. Так, таким образом сохранилась рок-опера ВИА «Песняры» «Песнь о доле» (1976)[9]. Если запись осуществлялась с использованием звукорежиссёрского пульта, то это давало более качественное воспроизведение звука[10].