Магнитиздат


Магнитиздат (сокращение от «магнитофонное издательство»), реже магиздат[1][2] — неофициальная запись и распространение магнитофонных записей (бобины, кассеты) в СССР[3][4]. Советизм «магнитиздат» образован по тому же принципу, что и «самиздат» («самостоятельное издательство») и «тамиздат» (от слова «там» — зарубежные издания). Эти определения и явления были тесно связаны между собой. Если в 1960-е — 1970-е годы в СССР при помощи магнитиздата распространялись в основном бардовские песни, то в 1980-е годы широкое распространение получила рок-музыка.

Формат магнитиздата позволял советским музыкантам и их распространителям обходить монополию всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» и достаточно дёшево издавать собственную музыкальную продукцию, которая затем тиражировалась с плёнки на плёнку аудиолюбителями. Неофициальная «кассетная культура» существовала не только в СССР и странах социалистического блока, но и в капиталистических странах, где это явление не было связано с цензурными ограничениями.

В СССР бытовые магнитофоны стали доступными примерно со второй половины 1950-х — начала 1960-х годов. Лёгкость копирования магнитных записей позволила почти неограниченно распространять произведения, не одобрявшиеся официальной идеологией, но популярные в народе: песни бардов и первых полуподпольных рок-групп, западную популярную музыку, неофициальные выступления писателей, диссидентские и запрещённые тексты, лекции по уфологии, передачи «вражеских голосов» и т. п.[5][6] Со временем магнитофоны вытеснили с рынка кустарную грамзапись — грампластинки, записанные на использованной рентгеноплёнке («музыка на рёбрах», «рентгениздат»). Переводчик Владимир Ковнер, один из основоположников магнитиздата, вспоминал, что это явление появилось в СССР в конце 1950-х годов. Осенью 1959 года в его распоряжении оказалась запись песен Булата Окуджавы. Она была плохого качества, но творчество барда произвело на Ковнера очень большое впечатление. Через несколько месяцев он осуществил свою первую пересылку магнитиздата за рубеж — в Польшу. Причём в связи с низким качеством звука ему самому пришлось на записи допевать плохо различимые пассажи[7]. В 1960-е — 1970-е годы в СССР при помощи магнитиздата распространялись в основном бардовские песни. Самым популярным автором среди них был Владимир Высоцкий. В 1980-е годы широкое распространение получило явление записи, тиражирования и распространения магнитоальбомов рок-музыки[8].